Очные психотерапевтические группы
Предлагаем вашему вниманию подборку очных психотерапевтических групп Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

Даты проведения:
25-27 сентября 2022 года.
Уважаемые коллеги, у вас есть прекрасная возможность ознакомиться с очными психотерапевтическими группами Института и оставить заявку на обучение по специальной цене!
Стоимость участия в группе
10 000 рублей
Оставить заявку
Стоимость участия в группе
10 000 рублей
Оставить заявку
СПИСОК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
КПТ-группа
Пережив в прошлом страдания, связанные со стрессом, мы закрепляем склонность тревожиться по поводу как реальных, так и надуманных угроз.  Все это поддерживает низкую толерантность к неопределённости, к другим стрессам, к напряженности в отношениях, что препятствует развитию надёжной поведенческой успешности, когда человек без выпадания в чрезмерную тревогу или другое патологические состояние (например, затяжной кризис) совершает ряд важных усилий и справляется как с нынешними трудностями, так и чувствует возможность справиться с будущими стрессовыми ситуациями на своём пути. Такая способность называется стрессоустойчивость, в которую включены навыки саморегуляции, навыки выдерживать неопределенность, навыки конструктивно выражать эмоции, навыки принятия неизбежности и другие способы совладания.

Почему нарушается адаптивность, и как мы становимся неспособными выдерживать стресс?

Как нарушается адаптивность человека, формируется тревожность и стрессовые расстройства? Когда трудности превышают наши возможности (снижается стрессоустойчивость), может начать закрепляться «неправильное» реагирование и поведение. Возникает это в связи с тем, что при столкновении с потенциальной (реальной или предполагаемой) опасностью, сама когнитивная оценка опасности активизирует эмоциональный компонент (тревога); моторный компонент (готовность к поведению – нападению, побегу, оцепенение или обморок), физиологический компонент (адаптационные реакции, необходимые для преодоления угрозы), усиливающий действие моторного.
Если при столкновении с угрозой мы недостаточно хорошо подготовлены, то величина тревоги станет «отсекающей», иммобилизирующей и мы совершаем движение не в сторону преодолении угрозы (противостояние или анализ и изменение отношения), а от неё (мы поворачиваемся к ней спиной), что приводит к избеганию тревоги и событии, связанных с ней.


Что будет, если мы будем не избегать трудностей, а научимся сохранять и развивать свою стрессоустойчивость?

Сбой в правильном научении приводит вот к таким последствиям:
  • погружение в мир тревожных состояний и проявлений, тревога и страхи вытесняют реальный мир...
  • снижение потенциала реализации своих целей – избегая стрессов, человек перестает получать новый опыт и развитие его личности приостанавливается
  • снижается социальная и межличностная успешность – человек начинает ориентироваться на чужие модели поведения, использовать стереотипные поведенческие шаблоны.
  • постепенно происходит сужение границ наших возможностей, так формируется и закрепляется привычка к ограничительному или избегающему поведению…

А в результате с человеком произойдет вот что:
  • человек теряет способность выдерживать неопределенность и испытывает дезорганизующие переживания в любой стрессовой ситуации;
  • человек привыкает жить в сузившемся и ограниченном восприятии мира и отношений;
  • человек потеряет способность определять свои цели, потребности, место в жизни;
  • человек утрачивает навыки решения собственных проблем как в настоящем, так и в будущем.

А в худшем случае, у человека заменяются все его копинги на три самых неэффективных:
  • на когнитивное избегание (это фиксирует тревогу и еще больше способствует снижению стрессоустойчивости)
  • на сдерживание чувств (это усиливает тревогу и способствует соматизации переживаний)
  • на отказ решения проблем (это делает тревогу симптомом и ухудшает как качество, так и продолжительность жизни).

Получается, что мы сталкиваемся с тремя группами сложностей – 1) неадаптивным восприятие, реагированием и научением, 2) постепенно формирующимися личностными изменениями, затрудняющими возможность переучивания с «неправильного», проблемного поведения на «правильное» успешное, а также 3) снижением возможностей стратегий совладания (копингов), которые исключают саму возможность переучивания.

Как же влиять на стрессоустойчивость и научаться справляться со стрессами и тревожными расстройствами?

Для помощи человека, страдающему тревожными феноменами, в том числе тревожными расстройствами применяется когнитивно-поведенческая психотерапии, которая может позволить:
· выявить иррациональные когнитивные конструкции (автоматические мысли и их системы), которые снижают стрессоустойчивость и адаптивность;
· расширить возможности рефлексии, спектр совладающего поведения и увеличить свою компетентность и самоэффективность;
· осуществить замену через переучивание патогенных когнитивных конструкций на адаптивные и способствующие успешному развитию;
· усовершенствовать стратегии личностного функционирования;
· оптимизировать долгосрочные жизненные стратегии и образ жизни;
· использовать полученный опыт переучивания для формирования стратегий сохранения полученных результатов и распространить их на другие сферы поведения;
· Снизить склонность к формированию неконструктивной тревоги и научиться привлекать близких людей для оптимизации своего образа жизни, пользоваться поддержкой и с благодарностью принимать помощь.

Большой эффект в работе со стрессоустойчивостью и лечении стрессовых расстройств сможет быть получен при проведении когнитивно-поведенческой психотерапии в условиях специальной группы. Когнитивно-поведенческая группа сможет создать условия для дозированного переучивания в безопасных условиях. В группе прорабатываются ситуации поведенческих и социальных угроз, которые могут создавать условия для дозированного преодоления и разрушения неадаптивных поведенческих стереотипов.

На нашем Фестивале успешно разрабатывается специальная методика когнитивно-поведенческой групповой психотерапии. Методика групповой психотерапии уже успешно применяется в реальной клинической практике, и показала ряд своих преимуществ по сравнению и с индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапией и также по сравнению с другими методами групповой психотерапии.

Надёжный способ осуществить переучивание и обеспечить устойчивую систему поведения, способствующую развитию стрессоустойчивости – это пройти этот вариант когнитивно-поведенческой группы. В ходе групповой работы ее ведущие создают условия креативной «переучивающей среды», которая позволит каждому участнику осуществить свой собственный компетентностный скачок в формировании поведенческой успешности:
· выйти из замкнутого круга негативных мыслей
· остановить поток сомнений и тревог, отравляющих жизнь
· перестроить свое мышление, чтобы лучше понимать себя и не усложнять жизнь и отношения
· научится самостоятельно проводить анализ проблемной ситуации и находить для нее лучшие решения
· понять причины и справиться с дисфункциональными переживаниями, появляющимися в сложных жизненных ситуациях
· попробовать новые для себя формы поведения, которые помогут сделать жизнь комфортнее, а достижение целей реальным
· Освоить различные техники помощи себе и управления своим состоянием в условиях группы, которая хорошо моделирует тип стрессовых ситуаций,
· столкнуться с собственными проблемными стратегиями поведения в условиях социального функционирования,
· расширить спектр совладающих поведенческие стратегий, меняющих возможности,
· сформировать позитивные жизненные цели сделать первые шаги по их достижению,
· повысить качество своей жизни.

В чем же суть когнитивно-поведенческой группы?

Группа является активной обучающей и «переучивающей» безопасной средой для когнитивного, поведенческого и эмоционального экспериментирования. Группа создаёт условия для соприкосновения с двумя мирами – миром поведения участников группы и миром социальных отношений, который является социальным контекстом поведения, позволяющего находить модели патогенных ситуаций, преодолевать их и изменять социальный контекст собственного поведения (изменять собственное поведения, изменять модели взаимодействия с другими и изменять особенность социального окружения).

Ведущие группы
Ирина Бубнова — клинический (медицинский) психолог, куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
Экзистенциальная группа
Экзистенциальные проблемы являются базисом личного бытия каждого человека и существенно влияют на весь ход жизни. Они не позволяют человеку, не справившемуся с ними, полноценно реализовывать себя в личной жизни, в работе, а также в отношениях с другими людьми. К экзистенциальным проблемам относят «большую экзистенциальную тройку» (бессмысленность, одиночество и экзистенциальный страх смерти), а также другие личные проблемы, которые являются комбинацией основных экзистенциальных проблем.
Экзистенциальная группа, позволяющая каждому разобраться с вопросами собственных целей, ценностей и смыслов, определить наиболее точный на данном этапе жизни «модус бытия», «с высоты птичьего полета» провести ревизию актуальных жизненных задач и соотнести их со своими подлинными потребностями.
Переживая обычные личные и социальные проблемы люди вкладывают значительные усилия в их разрешение. Находясь в сложной жизненной ситуации, с которой человек не справляется, личность как бы берет кредит (ресурс) у собственного бытия. Так же, как пробегая спринтерскую дистанцию, организм занимает кислород и энергию у других органов и тканей. Формируется постоянная ситуация «временности» - вот сейчас поборемся с проблемами, а уж затем заживем как следует. Трудные жизненные обстоятельства деформирую бытие, лишая возможности (и умения) формировать собственные смыслы и на их основе жизненные цели, создавать нужное окружение (взамен временным отношениям), не позволяя долгосрочное планирование своей жизни (в том числе и из-за вытеснения неизбежности смерти).
Надежный способ прорваться к настоящей жизни – это экзистенциальная группа с погружением.

Ведущие на ней создают условия, для того чтобы каждый участник смог решить свои собственные задачи:
·      увидеть, как ежедневные поступки создают обыденность и рутину жизни,
·      столкнуться с типичными проблемами своего жизнеустройства,
·      раскрыть свои жизненные возможности,
·      прожить на группе маленький кусочек жизни так, как не жил никогда,
·      начать свой путь заново, сохранив все ценное.
·      Осознать экзистенциальное значение любви и близости

В чем суть группы?
Группа в данном случае является безопасной средой для экспериментирования. В такой наглядной модели большого мира, привлекая на помощь ведущих и/или других участников, можно безопасно исследовать и формировать собственный внутренний мир, соприкоснуться с экзистенциальными ограничениями и найти новый смысл, справиться с одиночеством и страхом смерти, обрести ответ на важные вопросы, и в том числе: «Что такое любовь?»
Условия группы задают «управляемый экзистенциальный кризис» и позволяют актуализировать и делать наглядными экзистенциальные проблемы участников, которые в обычной жизни часто являются «невидимыми», и, как правило не осознаются людьми.

Ведущие группы:

Равиль Назыров — врач-психотерапевт, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, д.м.н..
Групп-анализ

Бывает так, что тревога мешает нам понять себя и осознать причина своих трудностей и не позволяет человеку отказаться от невротического поведения


Мир современной психологии и психотерапии стремиться к упрощению. Пытаясь справиться с трудностями, мы стремимся найти причину наших проблем в других людях и во внешних условиях, хотя интуитивно понимаем, что трудности и причины тревоги находятся где-то в глубине души, в мире бессознательных импульсов и процессов, которые имеют неочевидную логику копирования проблем, трудностей и симптомов. И таким образом, убегая в социальные условности, мы теряем свою личность, ее подлинные, а не декларируемые интересы.

Если присмотреться к своему поведению, то открывается удивительная и зачастую пугающая картина, что в той или иной мере наше поведение, реакции, особенности выбора представляют из себя гремучую смесь переносных и контрпереносных реакций, психологических защит и других непостижимых глубинных процессов, необходимость осознания которых имеет абсолютную значимость для собственных изменений и выбора своего жизненного пути. Сложностей добавляет и тот факт, что и окружающие нас люди также находятся в плену своих иллюзий, обусловленных переносными и контрпереносными явлениями, психологическими и невротическими защитами, а также другими глубинными процессами.

В такой ситуации, когда мы плохо осознаем, что является причинами нашего проблемного поведения, «осознанные» способы психотерапии и психологической помощи носят ограниченный характер. Сколько бы мы ни стремились улучшить свое поведение и не тренировались разрешать конкретные трудности, проблемные поведенческие стереотипы и патологические типы эмоционального реагирования, они вновь воспроизводятся, зачастую опережающими темпами. Для кардинального разрешения трудностей необходимо вначале углубиться в разрешения фундаментальных причин трудностей. Невроз можно лечить годами поверхностно, но вылечить невроз можно только через «ликвидацию» внутриличностного, интрапсихического причинного механизма невроза с оформленными клиническими симптомами или невротическим поведением без симптомов. Большинство повторяющихся психологических трудностей представляют из себя фактически «бессимптомный» невротический механизм.

ПТСР, особенно хронифицированные его варианты, как правило являются проявлением повторной травмы. Иными словами, если в прошлом имела место некая травма, крайне личностно-значимая, которая была вытеснена, а не проработана и не осознана своевременно, в будущем полученный травматический опыт может вызвать развитие данного расстройства с соответствующими симптомами и избегающим стилем поведения. Симптомы крайне энергозатратны для всей личности и происходит колоссальный расход энергии на непродуктивные цели, что собственно характерно для всех невротических состояний. Групп-анализ, , сочетающий в себе интерпретативные техники и групповую динамику способствует более интенсивной проработке болезненного опыта, осознанию невротических механизмов и перенаправлением личностного ресурса на продуктивные цели.

Что будет если не устранить неосознаваемый механизм воспроизводства невротических феноменов и в первую очередь воспроизводства тревоги?


Отказ от проработки неосознаваемых причин тревоги и невротических трудностей приведет к следующим последствиям:

  • психологические трудности постоянно воспроизводятся
  • мы не способны выбирать себе лучшее, потому что в ключевые моменты вновь появляется типичная проблема или симптом
  • при выборе вести себя как хочется, или как предписывают окружающие – мы делаем то, что нам предписывают, потому что нас к этому подталкивают симптомы или повторяющиеся проблемы
А в результате мы:
  • каждый раз повторяем свои ошибки
  • выбирая людей для близких отношений, каждый раз ошибаемся в выборе
  • понимаем, что, выбирая людей и отношения мы находимся в плену сходных моделей поведения, зачастую напоминающих поступки наших родителей
  • не реализуем себя и каждый раз повторяем одни и те же попытки и совершаем одни и те же ошибки
Получается, что мы сталкиваемся с очень важной, можно сказать фундаментальной проблемой – наличие явного или скрытого невротического феномена приводит к воспроизведению повторяющихся проблем и/или воспроизводству невротических проявлений, главным из которых является усиление тревоги, вплоть до возникновения симптомов т.н. тревожного спектра.
Тогда получается, что для разрушения такого механизма, воспроизводящего невротическое поведение и симптомы нужно найти и разрушить бессознательный невротический механизм. Для этого традиционно применяется программы психодинамической и психоаналитической психотерапии. При длительно протекающих настоящих невротических расстройств нужно проведение долгосрочной психотерапии. Групповой психоанализ, групп-анализ является замечательным ресурсом, который ускоряет процесс лечения.

И вот, дорогие друзья, в нашем Институте в рамках Апрельского семинара проводится специальная группа – групп-анализ.

Что такое групповой анализ


Групп-анализ представляет собой сочетание групповой терапии и интерпретативных психоаналитических техник. По сути, в этой группе, где все участники являются равноправными ко-терапевтами, происходит перекрестный анализ бессознательных процессов. В работе задействованы и бессознательные процессы ведущего группы, поэтому его роль не является нейтрально-отстраненной и исключительно организующей работу в группе.

Все участники используют внутригрупповые коммуникации для анализа собственных проблем. В отличие от индивидуальной терапии, при данном методе работы возможно исследовать особенности своих коммуникаций с другими участниками, а не только с ведущим. Эта работа позволяет каждому участнику осознать в той или иной мере особенности своих переносных и контрпереносных реакций, специфику психологических защит и иные глубинные процессы, необходимость осознания которых имеет абсолютную значимость для собственных изменений.

Защиту в группе обеспечивает ведущий, который дает своевременные интерпретации, пластично направляя работу участников, своевременно акцентируя те или иные позиции и находясь в то же время в равноправных, а не властно-авторитарных отношениях со всеми.

В силу того, что групповое взаимодействие способствует более интенсивному аналитическому процессу, чем индивидуальная терапия, время для исследования каждым участником своей индивидуальной личностной проблемы сокращается. Это, бесспорно, одно из преимуществ по определению долгосрочной глубинно-ориентированной терапии.

Ведущая группы:
Екатерина Базарова — врач-психотерапевт, психоаналитический психотерапевт, Председатель регионального психотерапевтического сообщества Республики Карелии, Заслуженный врач Республики Карелия, старший преподаватель кафедры неврологии и психиатрии Медицинского института Петрозаводского государственного университета, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карваса
Группа мифодизайна

В основе повторяющихся трудностей или формирования расстройств может лежать особым образом сконструированный личный «негативный» (проблемный, невротический) миф!


Это можно представить себе так: современный человек в значительной мере живет в мире информации. Информация оживает, и все больше и больше людей воспринимают ее, как «живые» или «оживающие» потоки, состоящие из различного типа сообщений – вестей, посланий, высказываний, образов и зачастую личностно-значимых, зачастую травматичных. В восприятие личностно-значимой информации все более включаются тело, переживания, эмоции, чувства. Оживающие потоки информации берут на себя функцию «внешних нервных окончаний», создавая знаки, знамения, смыслы, символы, сплетая в узор единой нервной ткани все человечество, и постепенно обращая его в целостное информационное существо. «Человек разумный» (Homo sapiens) – только лишь «разумный» – постепенное завершает свой путь… и переходит в свое новое эволюционное состояние, становясь «Человеком информационным» (Человеком коммуникативным») – Homo informaticus (Homo communicatio).

И поздно, слишком поздно «сапиенсам» что-либо пытаться предпринимать – уже нарождаются на свет миллиардные системы коммуникаторов их информационных личностей. «Человек информационный» - главное действующее лицо XXI века! Поэтому именовать его просто - Герой (это относится и к мужчинам и женщинам). Каков же внутренний мир у нарождающегося информационного Героя? Созданная на перекрестьях информационных потоков внутренняя сущность «Человека информационного» (Человека коммуникативного) не реалистична, она адаптирована не под объективную реальность, а под сложенные вместе информационные поводы.

Наши переживания не имеют отношения к реальной жизни. Наши страдания не имеют отношения к реальной жизни! Наша тревога – это не трудности в понимании реальности, а трудности в понимании информационного процесса, который мы воспринимаем по TV-каналам, в интернете, в социальных сетях. Вброшенная ложная информация лишает нас сна! Герой, в отличие от своего предшественника «сапиенса», легко принимает потоки «живой информации», и поэтому постоянно совершает удивительные открытия. Так, вглядываясь вглубь самого себя, Герой обнаруживает, что душа - не просто теологический, духовный, психологический, философский термин, а это нечто такое, что является на самом деле неизведанным и громадным информационным «пластом», что – это мощная залегающая в недрах психики таинственная космическая магма.

А за пределами души, где-то рядом, но отдельно, залегают информационные пространства «Я», сознания, личности, а затем - открывается таинственное пространство коллективного бессознательного, в нем до горизонта и за горизонт подобно доменам в интернет разместились миры других «Я», и все «Я» взаимно сплетены в «связи связей», образуя самое грандиозное для понимания пространство. К.Г. Юнг назвал его «мировая душа» (anima mundi) …

Что такое личный Миф?


Со временем это «пространство озарений и мглы» формируется внутри в монолитно целый, самостоятельный, «мерцающий» мир - так Герой обретает собственное мифологическое пространство – личностный Миф.
Миф - это прежде всего выработанное идеальное представление, которое затем воплощается, по блестящему определению философа А. Лосева – в реальную до телесности действительность. Миф рождает процесс мифологизации – когда идеализированное представление максимально совмещается с идеальным его воплощением. Весь процесс мифотворчества ориентирован на обретение «реальности мифа» - в буквальном смысле на его материальное воплощение… и как это не парадоксально звучит в этой статье речь пойдет о путях достижения мифологической реальности. Гегель заявил – идеи движут миром, а философ-математик Налимов убедительно показал, что «человек – это самоорганизующийся текст». В этом смысле личный Миф – это интимный, не вполне осознаваемый гипертекст, управляющая метафора сознания Героя.

Как создается наш личный Миф?


Личный Миф проявляется как суммарный продукт пережитого и описанного опыта, в контексте влияющих «окружающих» текстов близких и неблизких, но значимых людей, важных событий, а также миллиардов текстов - звуков-слов-знаков-букв… вращаются во вселенной человечества, управляя экономикой, политикой, социальными статусами граждан. Некоторые тексты человечество скорей всего не постигнет никогда. Другие же тексты – проявились и стали великими - Библия, Коран, Мантры, научные откровения о силах и ресурсах Природы, и еще многие тексты пока спрятаны, скрыты, свернуты в природе, вещах, предметах, времени и пространстве и ждут своего часа… В каждом человеке есть генеральный текст, управляющий текст.

Как формируется «негативный» Миф?


«Негативный» Миф формируется как следствие пережитого опыта неспешного опыта и/или описанного в некорректным тексте. Это Миф делающий человека несчастным…  

Как перенастроить свой личный Миф и как сделать его источником достижений, успеха и счастья?


Личный Миф может быть перестроен, изменён, оптимизирован. Для этого можно принять участие в группе спонтанного мифодизайна, которая решает несколько задач:

Задача 1: развернуть в глазах общества вектор мифа в противоположную сторону то есть доказать, что Миф не уводит в беспочвенные иллюзии, а является моделью воплощения идеала, мечты, и содержит конкретные возможности их воплощения в реальность, доказать, чтобы тем самым каждый мог бы стать Героем и подарить себе Новую реальность.

Задача 2: провести исследования и описать модель «внутриличностного вектора тягловой силы жизни», который ведёт человека по жизни. Эта сила всегда есть и существует в каждом. А. Маслоу описывал ее суммой мотиваций, К. Юнг - процессом реализации архетипов, З. Фрейд - удовлетворением сильного влечения.

Задача 3: не избегая творческих мук, уметь творить идеальные представления, и уметь воплощать их в реальность.

Задача 4: обретение «родного мифа», а не навязанного текстами, обществом или обстоятельствами – помочь Герою совершить путешествие в глубину своей психики подобно «вхождению в плотные слои атмосферы» - чтобы достичь, обрести внутри собственной необъятной психики "родную территорию", и там ощутить свою духовную ось, уходящую в глубину древа рода.

Что такое группа спонтанного мифодизайна?


Группа в своей основе - коллективный мифогенератор, генератор духа Героя. Группа, к помощи которой прибегает Герой, чтобы обрести свою мифологическую историю – это модель племени. Обыкновенного первобытного (например, эскимосы, австралийские аборигены) члены которого живут единой нервной системой и в полном слиянии с природой окружающей действительности. Задача группы – обратная связь. Беспощадная и бесстрастная обратная связь. Группа - индикатор. В духе группы изначально заложена беспощадная критика, и эта критика – как красная предупреждающая лампа, которая со временем, по мере обретения Героем своей подлинной истории, меняет цвет «с красного на зеленый»: по мере того как складывается миф, протестные настроения группы перерастают в одобрение и общее принятие, что является естественным триумфом Героя и его Мифа.

Каковы показания к участию в группе спонтанного мифодизайна? Кому нужна такая группа в первую очередь?


Кому же все-таки необходимо в первую очередь иметь собственный личный Миф? Специальных требований - нет и быть не может. Но доподлинно известно одно. Есть социальный феномен, проверенный ни раз: человека приводит к его Мифу. Причём, Миф уже как будто из будущего ведёт своего Героя к себе – слишком длинные цепочки удивительных совпадений по обнаруживаются прошествию… И ещё. Герой, решившийся сформулировать свой Миф – на самом деле уже давно родился и руководствуется своим мифом, хотя пока и смутно осознает себя Героем, но неумолимо двигается в сторону обретения идеи самого себя, своего паруса, своей путеводной звезды, своего сокровища… которые его, и только его и никого более..

 В чем же суть группы группы спонтанного мифодизайна?


Группа в данном случае выступает безопасной культурной средой, несущей в себе социальный контекст, что помогает ей осуществить «госприемку» личностного мифологического продукта. Ведь гипертекст языковой личности записан в нашем сознании лишь частично. У него есть и другая сторона – «мировая душа» К.Г. Юнга, та самая область коллективного бессознательного которая может ставить акценты и задавать условия социальной успешности…

8 нот мышления и восприятия для создания эффективного Мифа.

Сначала Герой последовательно преодолевает косность собственных формулировок и обобщений. Начинает он со формально-логических определений социально обусловленного характера: «кто он и что он» – как будто заполняет «анкету при приёме на работу». Герою предстоит преодолеть 8 ступеней мышления. Каждая следующая ступень — это все более высокая скорость (пронзительность) восприятия. Чтобы достичь своего текста, Герою следует преодолеть линейку следующих ступеней:
  • формально-схематическое (анкетное),
  • системно-механистичное,
  • категориальное, целостное комбинационное
  • композиционно-сценическое (режиссерское)
  • символьно-метафорическое
  • знаково-сигнальное, язык знаковых сообщений
  • сновиденчески-мифологическое (стерео, дельфинье, право-лево-стороннее)

Сопровождающий контроль:
Мозг человека - совершенное и уникальное творение, в нем «слишком» много феноменов, и поэтому вовсе не значит, что Герою необходимо последовательно, буквально «пошагово», проходить ступень за ступенью. Практика показывает, что освоение ступеней восприятия обычно протекает параллельно (труды К. Прибрама, 1975). Более того, склонный к трансовым состояниям и иррациональному мышлению человек способен сразу, вмиг, «провалиться» в сновиденческое сопереживание мира, и таким образом «одним махом» миновать все стадии. Представители первобытных племён и вовсе непрерывно пребывают в состоянии 8 ступени, никогда не выходя из него. В состоянии 8 ступени наиболее эффективно и не искаженно можно реализовывать алгоритмы мифа.

Ведущие группы:

Сергей (Леон) Быков — врач-психотерапевт, проректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского по стратегическому развитию, кандидат медицинских наук.
Группа арт-терапии и психодрамы
Понятие психической травмы впервые появилось в научной литературе в конце XIX века, но ее признание в качестве самостоятельной формы психического страдания растянулось почти на 100 лет.
В настоящее время понятие «психическая травма» определяется как глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило, трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие, вызывающее чрезмерное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния и поведения.

Как же выглядит травма? 
Психическая травма это сильный страх, ужас или чувство беспомощности вследствие события, угрожающего физической /психической целостности человека или его близкого. То, что он пережил переходит границы обыденного опыта. Это настолько тяжелый удар, что человек утрачивает способность продолжать нормальную жизнь.
 Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы. Оно возникает как отставленная и (или) затяжная реакция на стрессовые события или ситуации.

Что будет, если мы не справимся с последствиями травматического стресса?

Оставаясь в этом состоянии человек теряет способность ориентироваться в жизни, осознавать свои ценности и реализовывать цели. Мы по-настоящему не понимаем себя, не понимаем других. Человек с таким расстройством не может расставлять приоритеты и делать выбор, следовательно - возникают нарушения при реализации жизненных планов. Возможно развитие зависимого поведения, нарушения психической саморегуляции, расшепление, аффективные взрывы, социальная дезадаптация.
Травма должна быть обязательно отторгнута, чувства должны быть отреагированы вовне, выражены, выплеснуты, значимому человеку. Собственно на этом эффекте — на отторжении чувств— и основана вся психотерапия.

Арт-терапия является одной из техник, работающих с выражением чувств в прямом смысле.
Арт-терапия это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Арт-терапия позволяет выражать то, что невыразимо словами. Ведь в жизни нашей много такого, что мы не можем передать словами. Не можем найти форму выражения чувств.
Именно в этом кроется причина наших душевных проблем. Выражение себя, обретение формы выражения чувств — один из способов душевного исцеления.

В чем же суть арт-терапии?

Занятие арт-терапией «исцеляет» уже по факту того, что Вы делаете. Арт-терапия использует язык цвета, символов и образов - вместо привычного вербального языка. Арт-терапия мультимодальна. Это не только изобразительная - художественная модальность, это и работа с пластичными материалами, такими как глина, пластилин. Арт-терапия использует и танец и психодраму, где мы можем выразить и осознать себя через движение. На разных этапах работы с пост-травматическим стрессовым расстройством можно использовать разные техники – не только художественные, но и психодраматические.
Психодрама - метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.
Именно поэтому психодрама показана на хронической фазе работы с ПТСР – когда необходимо сделать переживание видимым, внешним и завершить действие травмы.

Арт-терапия во всем многообразии позволяет обратиться к внутренним ресурсам, которые были до сих пор не востребованы. Во время работы группы мы будем двигаться от плоского рисунка к объемному изображению, от «Я» к «МЫ» – от личного к коллективному. И конечно же от статической формы к движению – тем самым взаимодействуя с разными слоями психики.
Арт-терапия - прекрасный инструмент эмоциональной саморегуляции и управления настроением.
Арт-терапия является «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Часто рассматривая, анализируя своё творение, человек сам понимает что то такое о себе и своей проблеме, чего не скажет ему психотерапевт.
За время работы группы мы будем использовать разные техники – и рисунок и лепку и психодраму.
Арт- терапия может быть применима на всех стадия работы с ПТСР – и на этапе кризисной поддержки и для повышения уровня адаптации и для коррекции личностной идентичности.

Основные вопросы и возражения, которые задают участники:
 «Я не художник».
Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, творчески выразить все накопленные эмоции, стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
«Почему группа?». 
Арт-терапевтическая группа – это среда творчества. Это творческая арена - открытая студия. И не терапия и не художественный кружок, а креативное пространство, где участник может почувствовать себя творцом. Занятие арт-терапией в группе - это способ развить эмпатию, способность понимать и себя и других людей, это всегда стимулирует перемены в личной жизни и отношениях. 

Группа закрытая, это значит, что состав группы будет постоянен в течение всех дней работы группы. Это создаст атмосферу доверия и безопасности. Мы будем работать и с классическими упражнениями арт-терапии и с личными запросами участников группы. Развитие группы будет происходить постепенно от индивидуального к общему и каждый сможет проявить себя не только в индивидуальной работе, но и в коллективном творчестве, познакомиться с другими участниками группы.

Добро пожаловать в арт-группу Санкт-Петербургского Фестиваля психотерапевтических практик 2022 г. 

Ведущий группы:
Петр Москалев - клинический психолог, арт-терапевт, член Гильдии психотерапии и тренинга, ведущий психотерапевтических групп.
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Контактные данные:
Тел.: +7 812 467-47-90
Электронная почта: client@ipmp-spb.ru
Об организации
Made on
Tilda