В основе повторяющихся трудностей или формирования расстройств может лежать особым образом сконструированный личный «негативный» (проблемный, невротический) миф!
Это можно представить себе так: современный человек в значительной мере живет в мире информации. Информация оживает, и все больше и больше людей воспринимают ее, как «живые» или «оживающие» потоки, состоящие из различного типа сообщений – вестей, посланий, высказываний, образов и зачастую личностно-значимых, зачастую травматичных. В восприятие личностно-значимой информации все более включаются тело, переживания, эмоции, чувства. Оживающие потоки информации берут на себя функцию «внешних нервных окончаний», создавая знаки, знамения, смыслы, символы, сплетая в узор единой нервной ткани все человечество, и постепенно обращая его в целостное информационное существо. «Человек разумный» (Homo sapiens) – только лишь «разумный» – постепенное завершает свой путь… и переходит в свое новое эволюционное состояние, становясь «Человеком информационным» (Человеком коммуникативным») – Homo informaticus (Homo communicatio).
И поздно, слишком поздно «сапиенсам» что-либо пытаться предпринимать – уже нарождаются на свет миллиардные системы коммуникаторов их информационных личностей. «Человек информационный» - главное действующее лицо XXI века! Поэтому именовать его просто - Герой (это относится и к мужчинам и женщинам). Каков же внутренний мир у нарождающегося информационного Героя? Созданная на перекрестьях информационных потоков внутренняя сущность «Человека информационного» (Человека коммуникативного) не реалистична, она адаптирована не под объективную реальность, а под сложенные вместе информационные поводы.
Наши переживания не имеют отношения к реальной жизни. Наши страдания не имеют отношения к реальной жизни! Наша тревога – это не трудности в понимании реальности, а трудности в понимании информационного процесса, который мы воспринимаем по TV-каналам, в интернете, в социальных сетях. Вброшенная ложная информация лишает нас сна! Герой, в отличие от своего предшественника «сапиенса», легко принимает потоки «живой информации», и поэтому постоянно совершает удивительные открытия. Так, вглядываясь вглубь самого себя, Герой обнаруживает, что душа - не просто теологический, духовный, психологический, философский термин, а это нечто такое, что является на самом деле неизведанным и громадным информационным «пластом», что – это мощная залегающая в недрах психики таинственная космическая магма.
А за пределами души, где-то рядом, но отдельно, залегают информационные пространства «Я», сознания, личности, а затем - открывается таинственное пространство коллективного бессознательного, в нем до горизонта и за горизонт подобно доменам в интернет разместились миры других «Я», и все «Я» взаимно сплетены в «связи связей», образуя самое грандиозное для понимания пространство. К.Г. Юнг назвал его «мировая душа» (anima mundi) …
Что такое личный Миф?
Со временем это «пространство озарений и мглы» формируется внутри в монолитно целый, самостоятельный, «мерцающий» мир - так Герой обретает собственное мифологическое пространство – личностный Миф.
Миф - это прежде всего выработанное идеальное представление, которое затем воплощается, по блестящему определению философа А. Лосева – в реальную до телесности действительность. Миф рождает процесс мифологизации – когда идеализированное представление максимально совмещается с идеальным его воплощением. Весь процесс мифотворчества ориентирован на обретение «реальности мифа» - в буквальном смысле на его материальное воплощение… и как это не парадоксально звучит в этой статье речь пойдет о путях достижения мифологической реальности. Гегель заявил – идеи движут миром, а философ-математик Налимов убедительно показал, что «человек – это самоорганизующийся текст». В этом смысле личный Миф – это интимный, не вполне осознаваемый гипертекст, управляющая метафора сознания Героя.
Как создается наш личный Миф?
Личный Миф проявляется как суммарный продукт пережитого и описанного опыта, в контексте влияющих «окружающих» текстов близких и неблизких, но значимых людей, важных событий, а также миллиардов текстов - звуков-слов-знаков-букв… вращаются во вселенной человечества, управляя экономикой, политикой, социальными статусами граждан. Некоторые тексты человечество скорей всего не постигнет никогда. Другие же тексты – проявились и стали великими - Библия, Коран, Мантры, научные откровения о силах и ресурсах Природы, и еще многие тексты пока спрятаны, скрыты, свернуты в природе, вещах, предметах, времени и пространстве и ждут своего часа… В каждом человеке есть генеральный текст, управляющий текст.
Как формируется «негативный» Миф?
«Негативный» Миф формируется как следствие пережитого опыта неспешного опыта и/или описанного в некорректным тексте. Это Миф делающий человека несчастным…
Как перенастроить свой личный Миф и как сделать его источником достижений, успеха и счастья?
Личный Миф может быть перестроен, изменён, оптимизирован. Для этого можно принять участие в группе спонтанного мифодизайна, которая решает несколько задач:
Задача 1: развернуть в глазах общества вектор мифа в противоположную сторону то есть доказать, что Миф не уводит в беспочвенные иллюзии, а является моделью воплощения идеала, мечты, и содержит конкретные возможности их воплощения в реальность, доказать, чтобы тем самым каждый мог бы стать Героем и подарить себе Новую реальность.
Задача 2: провести исследования и описать модель «внутриличностного вектора тягловой силы жизни», который ведёт человека по жизни. Эта сила всегда есть и существует в каждом. А. Маслоу описывал ее суммой мотиваций, К. Юнг - процессом реализации архетипов, З. Фрейд - удовлетворением сильного влечения.
Задача 3: не избегая творческих мук, уметь творить идеальные представления, и уметь воплощать их в реальность.
Задача 4: обретение «родного мифа», а не навязанного текстами, обществом или обстоятельствами – помочь Герою совершить путешествие в глубину своей психики подобно «вхождению в плотные слои атмосферы» - чтобы достичь, обрести внутри собственной необъятной психики "родную территорию", и там ощутить свою духовную ось, уходящую в глубину древа рода.
Что такое группа спонтанного мифодизайна?
Группа в своей основе - коллективный мифогенератор, генератор духа Героя. Группа, к помощи которой прибегает Герой, чтобы обрести свою мифологическую историю – это модель племени. Обыкновенного первобытного (например, эскимосы, австралийские аборигены) члены которого живут единой нервной системой и в полном слиянии с природой окружающей действительности. Задача группы – обратная связь. Беспощадная и бесстрастная обратная связь. Группа - индикатор. В духе группы изначально заложена беспощадная критика, и эта критика – как красная предупреждающая лампа, которая со временем, по мере обретения Героем своей подлинной истории, меняет цвет «с красного на зеленый»: по мере того как складывается миф, протестные настроения группы перерастают в одобрение и общее принятие, что является естественным триумфом Героя и его Мифа.
Каковы показания к участию в группе спонтанного мифодизайна? Кому нужна такая группа в первую очередь?
Кому же все-таки необходимо в первую очередь иметь собственный личный Миф? Специальных требований - нет и быть не может. Но доподлинно известно одно. Есть социальный феномен, проверенный ни раз: человека приводит к его Мифу. Причём, Миф уже как будто из будущего ведёт своего Героя к себе – слишком длинные цепочки удивительных совпадений по обнаруживаются прошествию… И ещё. Герой, решившийся сформулировать свой Миф – на самом деле уже давно родился и руководствуется своим мифом, хотя пока и смутно осознает себя Героем, но неумолимо двигается в сторону обретения идеи самого себя, своего паруса, своей путеводной звезды, своего сокровища… которые его, и только его и никого более..
В чем же суть группы группы спонтанного мифодизайна?
Группа в данном случае выступает безопасной культурной средой, несущей в себе социальный контекст, что помогает ей осуществить «госприемку» личностного мифологического продукта. Ведь гипертекст языковой личности записан в нашем сознании лишь частично. У него есть и другая сторона – «мировая душа» К.Г. Юнга, та самая область коллективного бессознательного которая может ставить акценты и задавать условия социальной успешности…
8 нот мышления и восприятия для создания эффективного Мифа.
Сначала Герой последовательно преодолевает косность собственных формулировок и обобщений. Начинает он со формально-логических определений социально обусловленного характера: «кто он и что он» – как будто заполняет «анкету при приёме на работу». Герою предстоит преодолеть 8 ступеней мышления. Каждая следующая ступень — это все более высокая скорость (пронзительность) восприятия. Чтобы достичь своего текста, Герою следует преодолеть линейку следующих ступеней:
- формально-схематическое (анкетное),
- системно-механистичное,
- категориальное, целостное комбинационное
- композиционно-сценическое (режиссерское)
- символьно-метафорическое
- знаково-сигнальное, язык знаковых сообщений
- сновиденчески-мифологическое (стерео, дельфинье, право-лево-стороннее)
Сопровождающий контроль:
Мозг человека - совершенное и уникальное творение, в нем «слишком» много феноменов, и поэтому вовсе не значит, что Герою необходимо последовательно, буквально «пошагово», проходить ступень за ступенью. Практика показывает, что освоение ступеней восприятия обычно протекает параллельно (труды К. Прибрама, 1975). Более того, склонный к трансовым состояниям и иррациональному мышлению человек способен сразу, вмиг, «провалиться» в сновиденческое сопереживание мира, и таким образом «одним махом» миновать все стадии. Представители первобытных племён и вовсе непрерывно пребывают в состоянии 8 ступени, никогда не выходя из него. В состоянии 8 ступени наиболее эффективно и не искаженно можно реализовывать алгоритмы мифа.
Ведущие группы:
Сергей (Леон) Быков — врач-психотерапевт, проректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского по стратегическому развитию, кандидат медицинских наук.