Дорогие коллеги, слушатели и друзья Института Карвасарского! В сегодняшнем выпуске вы узнаете:
1. "Вести с полей": о первом дне 19-го Апрельского семинара.
2. Интервью со слушательницей с программы профессиональной переподготовки по клинической психологии: о том, как удается сочетать свой бизнес, исследовательские интересы и обучение.
3. И о программе, которая стартует 3-го апреля — «Методы современной психотерапии. Основы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной)».
"Вести с полей": о первом днем Апрельского семинара, который Институт Карвасарского проводит в 19-й раз
В субботу, 1-го апреля стартовало ежегодное крупное мероприятие Института Карвасарского — 19-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар по психотерапии и практической психологии, посвященный теме личностного кризиса (его научное понимание и практическая помощь). Семинар проходит в самом центре Петербурга — в гостинице «Октябрьская», напротив Московского вокзала.
В первый день регистрацию прошло более 100 слушателей, которые приехали к нам из разных городов России и Казахстана.
Участники уже разбились на профессиональные семьи и выбрали для себя одну из восьми психотерапевтических групп, где они смогут и разрешить свой запрос, связанный с кризисом, и опробовать на себе групповую форму психотерапии (в рамках одного из основных психотерапевтических направлений). В этом году у нас работают динамическая, экзистенциальная, балинтовская, телесно-ориентированная, мифологическая, когнитивно-поведенческая, психодраматическая и методическая группы. Каждая группа получила в свое распоряжение отдельный зал -- для групповой работы во второй половине дня.
Очные мероприятия Института Карвасарского — это возможность не только прикоснуться к переднему краю науки, выработать новые компетенции, но и встретиться со своими сокурсниками и познакомиться с новыми коллегами. Каждый может обменяться опытом в неформальной обстановке, пообщаться с ведущими преподавателями Института и проработать свой запрос.
Помимо прочего, за эти шесть насыщенных дней каждая профсемья создаст статью, которая будет опубликована в онлайн-журнале «ПредВестник» ИПМП.
В первый день регистрацию прошло более 100 слушателей, которые приехали к нам из разных городов России и Казахстана.
Участники уже разбились на профессиональные семьи и выбрали для себя одну из восьми психотерапевтических групп, где они смогут и разрешить свой запрос, связанный с кризисом, и опробовать на себе групповую форму психотерапии (в рамках одного из основных психотерапевтических направлений). В этом году у нас работают динамическая, экзистенциальная, балинтовская, телесно-ориентированная, мифологическая, когнитивно-поведенческая, психодраматическая и методическая группы. Каждая группа получила в свое распоряжение отдельный зал -- для групповой работы во второй половине дня.
Очные мероприятия Института Карвасарского — это возможность не только прикоснуться к переднему краю науки, выработать новые компетенции, но и встретиться со своими сокурсниками и познакомиться с новыми коллегами. Каждый может обменяться опытом в неформальной обстановке, пообщаться с ведущими преподавателями Института и проработать свой запрос.
Помимо прочего, за эти шесть насыщенных дней каждая профсемья создаст статью, которая будет опубликована в онлайн-журнале «ПредВестник» ИПМП.
Интервью со слушательницей: о том, как удается сочетать свой бизнес, исследовательские интересы и обучение.
Мы побеседовали с Оксаной Алиевой, которая прямо сейчас проходит обучение на программе профессиональной переподготовки по клинической (медицинской) психологии в Институте Карвасарского.
-Оксана, здравствуйте. Давайте начнем со знакомства с вами — расскажите, пожалуйста, о себе.
Алиева О.: Я закончила Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии и какое-то время преподавала, готовила учителей. Кроме того, писала научную работу в МГУ, где была лаборатория общения, которая занималась психосемантикой. На каком-то этапе решила, что мне интереснее заниматься психотерапией, поэтому прошла переподготовку и получила сертификат врача медицинской психологии. В то время «не-медикам» Минздрав выдавал такие сертификаты сроком на 5 лет. Одним из преподавателей там, кстати, был Леон (Сергей) Быков (прим. проректор по стратегическому развитию ИПМП, руководитель лаборатории психотерапевтической лингвистики Института). Кроме того, такой интересный факт — сертификат был выдан за подписью Бориса Дмитриевича Карвасарского. Я его храню, как реликвию. После этого я работала в системе здравоохранения: вела индивидуальную и семейную психотерапию, немного — групповую. А также продолжала преподавать для начинающих психологов, которые только получили диплом и не знали, что делать — основы психологического консультирования. Но, потом я открыла собственный рекрутинговый бизнес, который актуален и на данный момент, и психотерапия отошла на второй план: занималась как хобби — по выходным или по обращению.
Поскольку, за последний год, существенно выросла потребность в психологической помощи и пришлось активно включиться в этот процесс, то я решила, что мне пора подтвердить мой сертификат, но уже в качестве клинического психолога. И, хоть я и нахожусь в Москве, где очень много возможностей, но сердце тянулось в Питер, потому что там всегда больше психотерапии, она всегда глубже, интереснее и эффективнее. И поэтому я подумала, что раз Карвасарский Б.Д. тогда подписывал мой сертификат, есть смысл пойти именно в Институт Карвасарского.
- А когда вы шли — знали, что Леон Быков преподает здесь?
Алиева О. Нет-нет. Я была на какой-то международной конференции по супервизии и там выступал Равиль Каисович Назыров. Он поразил своим интеллектом, обаянием, открытостью — я была просто в восторге! Тогда и услышала, как раз, про Институт Карвасарского. А поскольку я уже целый год искала, где мне пройти обучение, то…В общем, Равиль Каисович меня вдохновил. А уже потом, когда я стала искать в интернете про Институт, то узнала, что Леон Быков тоже там и поняла, что это судьба и что мне надо в Карвасарского.
- Про судьбу: мало того, что вы интересовались психосемантикой, а теперь еще и состоите в лаборатории психотерапевтической лингвистики нашего Института.
Алиева О. : Да. Когда я только записалась, Равиль Каисович рассказывал на Итоговой конференции о возможностях, которые есть в Институте Карвасарского для студентов, выпускников. А для меня это очень ценная вещь: что информации идет не только от Института, но и в обратную сторону -- от слушателей, вовлеченных в процесс. Что есть возможностях работать в лаборатории, делать публикации, заниматься научной работой. И я считаю, что это хорошие возможности. Поэтому, когда Равиль Каисович рассказал про лаборатории, в которые можно вступить, я поняла, что нет смысла ждать, когда у меня появится сертификат клинического психолога — надо начинать сразу. Поэтому я написала эссе, отправила его в лабораторию психотерапевтической лингвистики и меня приняли. Я присоединилась к протагонистической «тройке», где мы сейчас занимаемся вопросами диагностики в рамках психолингвистического подхода, языковой личности. То есть, как это можно использовать в диагностическом процессе: что будет работать, как из этого можно сформировать психотерапевтическую гипотезу. В общем, идет очень интересный исследовательский процесс.
- Хочу спросить про ваше обучение по программе переподготовки на клинического психолога. Учеба для работающего человека, тем более, имеющего свой бизнес — довольно насыщенная. Причем, знаю по своему опыту, что хочется же прослушать все «живые» лекции, поучаствовать в практических занятиях. Как вы спланировали это для себя? Может быть поставили какую-то цель?
Алиева О.: Как только я обратилась в Институт Карвасарского, мне скинули возможный план обучения. Я посмотрела, что можно растянуть на два года и все это сделать в неспешном режиме — проходить очередной цикл раз в три месяца. Но, я поняла, что поскольку у меня уже, по факту, есть соответствующее образование, я хочу сделать это побыстрее. И я сделала так, что у меня каждый цикл — раз в месяц. Возможно, я не успею выполнить ВКР за этот период, но прослушать все лекции я хочу к июню.
Что касается совмещения с бизнесом, то я просто по-другому планирую рабочее время. Сейчас, когда у меня есть перерыв, я активно погружаюсь в работу. С 3-го апреля начинается следующий цикл, он будет связан с ЛОРП (прим. личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия) и там я не могу пропустить ни минуты, потому что это очень важно и очень интересно для меня. Поэтому планирую следующим образом: я встаю в 6:30, делаю утренние дела, сажусь за работу. До 9 успеваю поработать, в 9 начинаю учиться. В обеденный перерыв тоже работаю и быстро ем. В 18:30 я освобождаюсь и сразу возвращаюсь к работе -- до 00:00. Поэтому я все успеваю.
- Про ЛОРП: вы уже выбрали для себя направление?
Алиева О.: Пока нет, но ЛОРП мне очень интересен и я хочу в него углубиться.
- Вы говорили, что участвуете в лаборатории психотерапевтической лингвистики (ПТЛ), а в лабораторию ЛОРП есть желание вступить?
Алиева О.: (смеется)Я бы с удовольствием вступила во все пять лабораторий Института, если бы не было необходимости вести собственный бизнес! Но, на данный момент, думаю, что мне достаточно моей работы, обучения и исследовательского направления в рамках ПТЛ. Следующим шагом, скорее всего, будет лаборатория «Кристалл». Это и преподавание, которое мне интересно, в принципе, и я имею преподавательский опыт работы в вузе — по педагогике и психологии. Для меня, методологическая основа образовательных программ Института Карвасарского ясна, понятна и там все замечательно — все лекции подготовлены с методологической точки зрения. Меня это очень привлекает, потому что я, в этом плане, человек очень въедливый и критичный. А здесь мне сложно что-то критиковать, потому что все сделано, повторюсь, просто замечательно!
Что хочу сказать еще: в рамках первого цикла я наблюдала работу динамической группы — не участвовала, а была «за кругом». Моей задачей было писать-писать-писать. Для меня этот опыт был очень ценным, потому что я описывала и общегрупповые процессы, и свои эмоции -- как это связано с моими внутренними личностными особенностями, и, в то же время, у меня возникал второй план анализа. Дело в том, что бизнес у нас -- семейный и туда мы чаще берем людей без опыта, потому что не хотим переучивать. Обучаем мы будущих рекрутеров в гуманистическом подходе: что "во главе угла" -- кандидат, хотя платят нам заказчики-работодатели. Если же брать рекрутеров с рынка, то они относятся к контакту с кандидатом просто как к средству заработать — закрыть вакансию. Кандидаты это чувствуют и не идут на контакт. Поэтому, все эти динамические процессы групповой психотерапии полезны мне и в обучении рекрутеров, и в развитии отношений между сотрудниками, и в разрешении конфликтных ситуаций, которые могут быть с кандидатами. Хотя, это возникает не часто, потому что ИТ-специалисты, с которыми мы работаем — люди интеллигентные и те самые «достигаторы», у которых мы учимся их лучшим практикам проектной работы. Мы их очень любим, потому что они -- наши таланты, наши алмазы и наше будущее. Мы ими искренне восхищаемся и для них это очень ново и необычно.
- То есть, я поняла, что вы рассмотрели для себя динамическую группу как инструмент для своего бизнеса?
Алиева О.: Даже не как инструмент, а как модель, которая у нас, по сути, уже присутствует. Когда-то давно я проводила групповую терапию и сейчас, в работе, если случаются конфликтные ситуации, я использую имеющийся опыт. Например, для разрешения профессиональных и личностных кризисов у рекрутеров: в работе тоже бывают сильные, яркие эмоции, которые возникают на динамической группе.
В заключении хочу сказать от себя еще раз, что я очень благодарна за те возможности, которые предоставляет Институт, потому что, честно говоря, я не думала, что у меня еще есть шанс войти в состав какой-то научной лаборатории.
-Оксана, здравствуйте. Давайте начнем со знакомства с вами — расскажите, пожалуйста, о себе.
Алиева О.: Я закончила Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии и какое-то время преподавала, готовила учителей. Кроме того, писала научную работу в МГУ, где была лаборатория общения, которая занималась психосемантикой. На каком-то этапе решила, что мне интереснее заниматься психотерапией, поэтому прошла переподготовку и получила сертификат врача медицинской психологии. В то время «не-медикам» Минздрав выдавал такие сертификаты сроком на 5 лет. Одним из преподавателей там, кстати, был Леон (Сергей) Быков (прим. проректор по стратегическому развитию ИПМП, руководитель лаборатории психотерапевтической лингвистики Института). Кроме того, такой интересный факт — сертификат был выдан за подписью Бориса Дмитриевича Карвасарского. Я его храню, как реликвию. После этого я работала в системе здравоохранения: вела индивидуальную и семейную психотерапию, немного — групповую. А также продолжала преподавать для начинающих психологов, которые только получили диплом и не знали, что делать — основы психологического консультирования. Но, потом я открыла собственный рекрутинговый бизнес, который актуален и на данный момент, и психотерапия отошла на второй план: занималась как хобби — по выходным или по обращению.
Поскольку, за последний год, существенно выросла потребность в психологической помощи и пришлось активно включиться в этот процесс, то я решила, что мне пора подтвердить мой сертификат, но уже в качестве клинического психолога. И, хоть я и нахожусь в Москве, где очень много возможностей, но сердце тянулось в Питер, потому что там всегда больше психотерапии, она всегда глубже, интереснее и эффективнее. И поэтому я подумала, что раз Карвасарский Б.Д. тогда подписывал мой сертификат, есть смысл пойти именно в Институт Карвасарского.
- А когда вы шли — знали, что Леон Быков преподает здесь?
Алиева О. Нет-нет. Я была на какой-то международной конференции по супервизии и там выступал Равиль Каисович Назыров. Он поразил своим интеллектом, обаянием, открытостью — я была просто в восторге! Тогда и услышала, как раз, про Институт Карвасарского. А поскольку я уже целый год искала, где мне пройти обучение, то…В общем, Равиль Каисович меня вдохновил. А уже потом, когда я стала искать в интернете про Институт, то узнала, что Леон Быков тоже там и поняла, что это судьба и что мне надо в Карвасарского.
- Про судьбу: мало того, что вы интересовались психосемантикой, а теперь еще и состоите в лаборатории психотерапевтической лингвистики нашего Института.
Алиева О. : Да. Когда я только записалась, Равиль Каисович рассказывал на Итоговой конференции о возможностях, которые есть в Институте Карвасарского для студентов, выпускников. А для меня это очень ценная вещь: что информации идет не только от Института, но и в обратную сторону -- от слушателей, вовлеченных в процесс. Что есть возможностях работать в лаборатории, делать публикации, заниматься научной работой. И я считаю, что это хорошие возможности. Поэтому, когда Равиль Каисович рассказал про лаборатории, в которые можно вступить, я поняла, что нет смысла ждать, когда у меня появится сертификат клинического психолога — надо начинать сразу. Поэтому я написала эссе, отправила его в лабораторию психотерапевтической лингвистики и меня приняли. Я присоединилась к протагонистической «тройке», где мы сейчас занимаемся вопросами диагностики в рамках психолингвистического подхода, языковой личности. То есть, как это можно использовать в диагностическом процессе: что будет работать, как из этого можно сформировать психотерапевтическую гипотезу. В общем, идет очень интересный исследовательский процесс.
- Хочу спросить про ваше обучение по программе переподготовки на клинического психолога. Учеба для работающего человека, тем более, имеющего свой бизнес — довольно насыщенная. Причем, знаю по своему опыту, что хочется же прослушать все «живые» лекции, поучаствовать в практических занятиях. Как вы спланировали это для себя? Может быть поставили какую-то цель?
Алиева О.: Как только я обратилась в Институт Карвасарского, мне скинули возможный план обучения. Я посмотрела, что можно растянуть на два года и все это сделать в неспешном режиме — проходить очередной цикл раз в три месяца. Но, я поняла, что поскольку у меня уже, по факту, есть соответствующее образование, я хочу сделать это побыстрее. И я сделала так, что у меня каждый цикл — раз в месяц. Возможно, я не успею выполнить ВКР за этот период, но прослушать все лекции я хочу к июню.
Что касается совмещения с бизнесом, то я просто по-другому планирую рабочее время. Сейчас, когда у меня есть перерыв, я активно погружаюсь в работу. С 3-го апреля начинается следующий цикл, он будет связан с ЛОРП (прим. личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия) и там я не могу пропустить ни минуты, потому что это очень важно и очень интересно для меня. Поэтому планирую следующим образом: я встаю в 6:30, делаю утренние дела, сажусь за работу. До 9 успеваю поработать, в 9 начинаю учиться. В обеденный перерыв тоже работаю и быстро ем. В 18:30 я освобождаюсь и сразу возвращаюсь к работе -- до 00:00. Поэтому я все успеваю.
- Про ЛОРП: вы уже выбрали для себя направление?
Алиева О.: Пока нет, но ЛОРП мне очень интересен и я хочу в него углубиться.
- Вы говорили, что участвуете в лаборатории психотерапевтической лингвистики (ПТЛ), а в лабораторию ЛОРП есть желание вступить?
Алиева О.: (смеется)Я бы с удовольствием вступила во все пять лабораторий Института, если бы не было необходимости вести собственный бизнес! Но, на данный момент, думаю, что мне достаточно моей работы, обучения и исследовательского направления в рамках ПТЛ. Следующим шагом, скорее всего, будет лаборатория «Кристалл». Это и преподавание, которое мне интересно, в принципе, и я имею преподавательский опыт работы в вузе — по педагогике и психологии. Для меня, методологическая основа образовательных программ Института Карвасарского ясна, понятна и там все замечательно — все лекции подготовлены с методологической точки зрения. Меня это очень привлекает, потому что я, в этом плане, человек очень въедливый и критичный. А здесь мне сложно что-то критиковать, потому что все сделано, повторюсь, просто замечательно!
Что хочу сказать еще: в рамках первого цикла я наблюдала работу динамической группы — не участвовала, а была «за кругом». Моей задачей было писать-писать-писать. Для меня этот опыт был очень ценным, потому что я описывала и общегрупповые процессы, и свои эмоции -- как это связано с моими внутренними личностными особенностями, и, в то же время, у меня возникал второй план анализа. Дело в том, что бизнес у нас -- семейный и туда мы чаще берем людей без опыта, потому что не хотим переучивать. Обучаем мы будущих рекрутеров в гуманистическом подходе: что "во главе угла" -- кандидат, хотя платят нам заказчики-работодатели. Если же брать рекрутеров с рынка, то они относятся к контакту с кандидатом просто как к средству заработать — закрыть вакансию. Кандидаты это чувствуют и не идут на контакт. Поэтому, все эти динамические процессы групповой психотерапии полезны мне и в обучении рекрутеров, и в развитии отношений между сотрудниками, и в разрешении конфликтных ситуаций, которые могут быть с кандидатами. Хотя, это возникает не часто, потому что ИТ-специалисты, с которыми мы работаем — люди интеллигентные и те самые «достигаторы», у которых мы учимся их лучшим практикам проектной работы. Мы их очень любим, потому что они -- наши таланты, наши алмазы и наше будущее. Мы ими искренне восхищаемся и для них это очень ново и необычно.
- То есть, я поняла, что вы рассмотрели для себя динамическую группу как инструмент для своего бизнеса?
Алиева О.: Даже не как инструмент, а как модель, которая у нас, по сути, уже присутствует. Когда-то давно я проводила групповую терапию и сейчас, в работе, если случаются конфликтные ситуации, я использую имеющийся опыт. Например, для разрешения профессиональных и личностных кризисов у рекрутеров: в работе тоже бывают сильные, яркие эмоции, которые возникают на динамической группе.
В заключении хочу сказать от себя еще раз, что я очень благодарна за те возможности, которые предоставляет Институт, потому что, честно говоря, я не думала, что у меня еще есть шанс войти в состав какой-то научной лаборатории.
О цикле, который стартует 3 апреля и посвящен методам психотерапии.
Завтра, 3-го апреля стартует 144-часовая программа «Методы современной психотерапии. Основы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной)».
В чем суть цикла?
Методы психотерапии являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки психотерапевта, однако в настоящее время мы замечаем две разнонаправленные, но одинаково опасные тенденции:
1)Часть специалистов настолько ассоциирует себя с каким-то одним выбранным методом, что воспринимает его как «панацею». При этом, не учитываются такие важнейшие факторы как:
- обоснованность применения метода в каждом конкретном случае
- личность самого психотерапевта
- качество контакта и контракта,
- точность клинической и психологической диагностики.
2)Специалист хорошо понимает теорию психиатрии, психотерапии, психологии и даже, порой, психофизиологии, владеет системным подходом, однако не обладает арсеналом разнообразных и необходимых техник. В результате, даже хорошо представляя, какая именно помощь требуется пациенту, он не способен ее оказать. Результатом часто является переход от психотерапевтического взаимодействия к «педагогическому», когда в ответ на свои страдания пациент, по сути, получает фразу — «не делай так больше».
Цикл позволит соприкоснуться с методами психотерапии и подробно изучить основной метод Ленинградской (Петербургской) школы психотерапии - Личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию.
Следующие даты:
2 – 14 октября 2023
8 – 20 апреля 2024
7 – 19 октября 2024
Подробнее о программе можно узнать здесь.
В чем суть цикла?
Методы психотерапии являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки психотерапевта, однако в настоящее время мы замечаем две разнонаправленные, но одинаково опасные тенденции:
1)Часть специалистов настолько ассоциирует себя с каким-то одним выбранным методом, что воспринимает его как «панацею». При этом, не учитываются такие важнейшие факторы как:
- обоснованность применения метода в каждом конкретном случае
- личность самого психотерапевта
- качество контакта и контракта,
- точность клинической и психологической диагностики.
2)Специалист хорошо понимает теорию психиатрии, психотерапии, психологии и даже, порой, психофизиологии, владеет системным подходом, однако не обладает арсеналом разнообразных и необходимых техник. В результате, даже хорошо представляя, какая именно помощь требуется пациенту, он не способен ее оказать. Результатом часто является переход от психотерапевтического взаимодействия к «педагогическому», когда в ответ на свои страдания пациент, по сути, получает фразу — «не делай так больше».
Цикл позволит соприкоснуться с методами психотерапии и подробно изучить основной метод Ленинградской (Петербургской) школы психотерапии - Личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию.
Следующие даты:
2 – 14 октября 2023
8 – 20 апреля 2024
7 – 19 октября 2024
Подробнее о программе можно узнать здесь.
Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!
Другие ближайшие программы вы можете найти в нашем календаре образовательных курсов, оставить заявку на консультацию, составление индивидуального профессионального маршрута удобным для вас способом, указанным ниже. А также посетить наш киноклуб!
Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.
Узнать больше о нас:
https://spb-ipmp.ru/
https://vk.com/institute_of_psychotherapy
Записаться на обучение или консультацию по профмаршруту:
WhatsApp +7 (812) 467-48-87
+7 (812) 467-47-90
client@ipmp-spb.ru
материал подготовила Ирина Гайдук