Еженедельник

Выпуск 03.04. - 09.04.2023

Дорогие коллеги, слушатели и друзья Института Карвасарского! В сегодняшнем выпуске:

1. Обзорный отчет с прошедшего Апрельского семинара (с фотографиями слушателей).

2. Интервью со слушательницей программы переподготовки и участницей Апрельского семинара-2023 из Казахстана (г. Костанай) Динарой Рамазановой: о пути в клиническую психологию с 5 класса и через психиатрию.

1. Обзорный отчет об Апрельском семинаре-2023

1-6 апреля Институт Карвасарского провел ежегодное научно-практическое событие — 19-й Апрельский семинар, который организуется еще со времен Бориса Дмитриевича Карвасарского.

Так повелось, что в нашей стране обучение психотерапии началось именно с психотерапевтических семинаров. Ректор Института Карвасарского, Равиль Каисович Назыров, фактически стоял у истоков обучения психотерапии в России и начал организовывать семинары еще в Тюмени, куда приезжал и Борис Дмитриевич. И именно тогда завязалось сотрудничество Равиля Каисовича с Б.Д. Карвасарским. После успеха тюменских семинаров, Р.К. Назыров продолжил обучение психотерапевтов сначала на базе кафедры психотерапии Тюменского госуниверситета, а затем — в рамках Института Бехтерева, в Санкт-Петербурге.

Апрельский семинар — это традиционное научно-образовательное мероприятие, профессиональная среда для специалистов в области психического здоровья, а также экспериментальная лаборатория, в которой исследуются практически значимые и актуальные темы в клинической психотерапии. Тема этого года — «Кризис в норме и патологии: психотерапия в лечении кризисных состояниях и профилактике эмоционального выгорания».
С докладами выступили:

  • Назыров Р.К. Место ЛОРП в клинической кризисной психотерапии.
  • Кабанова Л.И. Философские основания в понимании психологического кризиса и кризисной психотерапии.
  • Катков А.Л. Феномен деструктивных социальных эпидемий в свете проблематики кризисной, нормативной и сверхнормативной социальной адаптации в Новейшее время.
  • Решетников М.М. Современные представления о психической травме и ПТСР.
  • Егоров А.Ю. Острая психическая травма. Континуум реактивных психозов и ПТСР.
  • Ковпак Д.В. Кризис - опасности и возможности. КПТ подход о неизбежности и значении кризисов.
Начался семинар с симпозиума, на котором ведущие представили кризисную проблематику своей психотерапевтической группы. Всего на семинаре-2023 было представлено 8 групп:

  • когнитивно-поведенческая группа «Работа с убеждениями и моделями поведения для преодоления кризиса и превенции эмоционального выгорания» (Бубнова И.В., Чуфичева А.А.)
  • модель экзистенциальной психотерапевтической группы: «Кризис как катализатор бытия и самореализации» (Назыров Р.К., Кабанова Л.И.)
  • модель группы спонтанного мифодизайна «Конструктивный миф как управляющая метафора сознания, преодолевающая кризис» (Быков С.И. (Леон)
  • методическая группа «Кризис в норме и патологии: психотерапия в лечении кризисных состояниях и профилактике эмоционального выгорания» (Королева И.С.)
  • модель динамической психотерапевтической группы: «Преодоление последствий травматического кризиса через реконструкцию системы отношений» (Соболевская А.Р., Коровицын В.В.)
  • модель психоаналитической психотерапевтической группы: «Психоаналитическая переработка отдаленных последствий психической травмы» (Базарова Е.Н.)
  • модель группы телесно-ориентированной психотерапии «Телесно-ориентированная психотерапия в работе с личностным кризисом» (Мощенских А.О., Миронова И.В.)
  • психодрама с элементами арт-терапии «Психодрама, арт-терапия и другие экспрессивные техники в преодолении кризисных состояний и профилактике эмоционального выгорания» (Москалев П.В.)
  • балинтовская группа (Пузырев М.Н., Самохина М.В.
Любое мероприятие Института начинается с распределения по профессиональным семьям: были проведены компетентностные настройки на образовательную программу семинара и началась работа «большой группы» — на тренинге социального опыта. Таким образом, в первый день, слушатели в профсемьях занимались формированием личностных целей обучения и осуществляли выбор основной психотерапевтической группы для каждого участника семинара. Затем, в ежедневном формате — рефлексией полученного опыта и организацией профессиональной среды. А также, по определенной методике ИПМП, регулярно писали тексты, предназначенные для публикации в онлайн-издании «ПредВестник». На 6-й день каждая профсемья подготовила презентацию и представила итоговый текст.

Восемь малых психотерапевтических групп, по которым распределились участники семинара, работали ежедневно по 3 часа в день. Каждый слушатель смог не только опробовать на себе модель выбранной группы как таковой, но и выявить механизм ее работы с кризисом — какие лечебные факторы, техники и подходы используются для преодоления кризиса. А также проработать личностный запрос в рамках групповой психотерапии.

Поделимся с вами некоторыми прямыми цитатами наших слушателей из опросника «Мое озарение»:

- внутренний переход на новый уровень благодаря группе;
- поторапливать себя бесполезно — кризис придется пережить;
- свобода выбора — это не то, что дают, а то, что берут;
- кризис проявляет точку роста;
- нужно больше позволять себе отдыхать;
- психотерапия первичнее фармакотерапии;
- любой кризис сносит ригидные установки и убеждения;
- работать с собой гораздо труднее, чем с другими;
- мысли обрели короткую вербальную научную формулировку;
- нужно чаще встречаться с коллегами.

Кроме того, для Ирины Викторовны Бубновой, руководителя отделения медицинской (клинической) психологии и заведующей кафедрой клинической психологии ИПМП, Апрельский семинар стал и площадкой для собственной научной работы — ею было проведено исследование эффективности КПТ-группы: собирался материал на здоровых людях, которые выступят как данные контрольной группы для диссертационного исследования, посвященного клинической групповой когнитивно-поведенческой терапии.

2. Интервью со слушательницей программы переподготовки и участницей Апрельского семинара-2023 из Казахстана (г. Костанай) Динарой Рамазановой: о пути в клиническую психологию с 5 класса и через психиатрию.

-Динара, я знаю, что вы — врач-психиатр. Как вам пришла в голову идея пройти профессиональную переподготовку на клинического психолога?

Рамазанова Д.: Такая идея была у меня изначально: психология нравилась еще в школе. Я очень хотела стать клиническим психологом, но родители, а потом и муж настояли, чтобы я сначала закончила медицинский институт. Поэтому мой выбор пал на психиатрию. Я планировала, что после окончания института рожу ребенка и начну идти в сторону психотерапии. Так случилось, что все затянулось, однако сейчас я реализую это свое давнее желание.

- В каком классе вы начали ощущать в себе "позывы" к психологии?

Рамазанова Д.: В школе я всегда проводила какие-то соцопросы, исследования, интересовалась биологией… Наверное в 5-6 классе стала читать разные книги. Тогда, в конце 80-х - начале 90-х гг. это было достаточно популярно, поэтому литературы по психологии было много и разного качества. Например, я прочитала «Стресс без дистресса» Г. Селье, после 9-го класса начала читать Фрейда — мало что поняла, конечно, но в институте перечитала. Там же, на первых курсах освоила Э. Берна «Игры, в которые играют люди», «Лжец на кушетке» и пр.

- Как в работе врача-психиатра сочетался такой сильный интерес к психологии и медицинское образование? Медицинский подход немного другой же…

Рамазанова Д.: Да, другой, но мне достаточно повезло в этом плане. Я пришла в психиатрическую больницу, где долгое время работал Александр Лазаревич Катков (прим. д.м.н., профессор, официальный консультант и эксперт УПН ООН по вопросам наркомании в странах Центральной Азии и пр.). Поэтому, когда я пришла в больницу, там остался его «след» — о его декадниках, его деятельности. То есть, несмотря на то, что его самого я не застала, но осталось «послевкусие»: когда все доктора нашей психиатрической больницы были в т.н. «психотерапевтическом подъеме», поэтому и мои коллеги, и заведующие уделяли много времени психотерапевтическому подходу.

Получается, что в 2006 году я пришла работать в больницу, в 2007 — родила, через год вышла из декрета, а в 2009 — начала групповую психотерапию с нашими пациентами. Тогда я прочитала «Признание голосов» М. Ромма и эта книга стала для меня толчком — я захотела работать с нашими пациентами и в этом аспекте. И долгое время вела эту группу.

Потом наша Гульнара Ивановна (прим. Алтынбекова Г.И., д.м.н ,профессор кафедры психиатрии и наркологии КРМУ (Казахстан) начала проводить психообразовательные группы — поставили на законные «рельсы» все, чем мы тогда занимались. Для меня это было поле для экспериментов, которые я проводила с заведующей моего отделения. Потом та ушла на пенсию, оставила на меня все отделение и хоть я не особенно люблю руководящую работу, мне пришлось взять это на себя, что наложило на меня свой большой отпечаток.

- Получается, что вы -- человек научного склада? Вы выбрали для себя уже тип выпускной работы, которую необходимо сделать в рамках программы переподготовки?

Рамазанова Д.: Что-то такое есть, да — мне всегда хочется исследовать, искать…Что касается ВКР: я всегда очень сильно загружаю себя работой, но сейчас мне очень интересна тема селфхарма, потому что в мой частный кабинет, который я открыла год назад, приходило достаточное количество девочек с этой проблемой. Но акимат (прим. региональный орган исполнительной власти в Казахстане) сейчас спонсирует мой проект по буллингу, поэтому я думаю все это соединить/смешать и на этой основе подготовить материал…В рамках проекта я провожу работу с психологами, родителями подростков и самим детьми: это и лекции, и тренинги, и совместные выезды за город.

Но, в целом, в свои годы я уже мало верю в возможность научной деятельности и думаю, что уже поздно заниматься наукой, потому что мне кажется, что мозг уже не тот, по сравнению с тем, как легко мне было раньше. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься наукой тебе нужны какие-то данные: ты должен быстро анализировать, должны возникать новые идеи… (прим.: прочитать интервью с другой нашей слушательницей, которая так же сначала потеряла, но потом вернула веру в свой путь в науке, можно здесь).

- Как вы узнали про Институт Карвасарского, почему решили у нас учиться?

Рамазанова Д.: Наше консервативное образование не дает психотерапевтического обучения и мне пришлось это делать самой: я немного училась у Каткова А.Л., у Молчанова С.Н. (прим. врач-психиатр, руководитель ОО «Врачи без наркотиков» и пр.), но мне этого было мало — захотелось более широких знаний. Про институт я узнала сначала в интернете — увидела рекламу. Потом в Казахстане открыли ваш филиал, которым заведует Гульнара Ивановна и таким образом я примкнула к рядам «Карвасарского».

- Вы как-то выделяете для себя нашу образовательную систему, «видите» ее?

Рамазанова Д.: Для меня плюсы — в практике, которой достаточно много и можно сразу применять полученное. Мне нравится, как в институте хорошо работают со студентами, курсантами в этом плане. Нравится, что между профессорами, преподавателями и слушателями дистанция — короткая. Это, конечно, всем нам очень импонирует, очень нравится — зажигает, появляется вера в себя. Потому что я привыкла, что профессор — это определенная дистанция, которая четко соблюдается и тобой, и профессором. Несмотря на то, что я посещала разные кружки и по мере желания могла ее сократить, но, тем не менее. А здесь сразу задается такой тон научного кружка в мединституте.
- Удалось ли вам создать профессиональные связи, начать формировать профбригаду?

Рамазанова Д.: Да, я познакомилась с разными людьми. В целом, я и так уже работаю в этом подходе: год назад, когда я открыла свой консультационный кабинет, то почувствовала потребность в других специалистах. У меня есть знакомые психологи, которым я доверяю и обращаюсь за диагностикой, а также терапевт и невролог.

- Про Апрельский семинар: что для вас было полезно, что забрали с собой?

Рамазанова Д.: Наверное то, что мне было нужно больше всего — это личные инсайты о себе. Я выбрала для себя динамическую группу: мне видимо понравился формат и…с собой я обращаюсь — так.

- Это как?

Рамазанова Д.: Я ставлю себе большие цели и пытаюсь их достичь, даже если сложно. В динамической группе всегда высокий темп и высокие требования к себе: ты к чему-то стремишься, к какому-то преодолению.

- А ЛОРП, в этой связи, у вас есть желание освоить?

Рамазанова Д.: Равиль Каисович и Ирина Викторовна (прим. Бубнова И.В.), как раз, приедут к нам в Казахстан осень — с циклами по ЛОРП и КПТ. Приезжайте и вы! В Алматы осенью хорошо!
Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Другие ближайшие программы вы можете найти в нашем календаре образовательных курсов, оставить заявку на консультацию, составление индивидуального профессионального маршрута удобным для вас способом, указанным ниже. А также посетить наш киноклуб!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

Записаться на обучение или консультацию по профмаршруту:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru
материал подготовила Ирина Гайдук
2023-04-12 11:02