Программа Семинара позволяет каждому участнику глубоко погрузиться в основную тему и освоить ее на уровне, помогающем не только осуществить профессиональный «скачок», но и повысить качество личной жизни!
Семинар является целостной личностно-ориентированной образовательной и развивающей системой и включает большое количество мероприятий, что дает возможность участникам выстроить собственный образовательный маршрут, отвечающий профессиональным и личным задачам текущего жизненного этапа.
Узнать стоимость |
Узнать стоимость |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ГРУППА
А как можно учиться по-другому?
Что такое методическая интерактивная группа?
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ГРУППА
А как можно учиться по-другому?
Что такое методическая интерактивная группа?
Что будет, если мы не справимся с тревогой личностной и тревогой экзистенциальной?
Дорогие друзья и коллеги!
Мы идём по своей жизни постоянно совершенствуясь, используя жизненные ситуации для позитивного научения, которое помогает нам, становится все более компетентным и расширять возможность по достижению собственных целей в различных ситуациях. Мы расширяем диапазон своих поведенческих стратегий, приводящих нас к успеху. По ряду оценок поведенческий идеал современного человека может быть описан достаточно большим количеством отдельных поведенческих навыков – свыше 600!
В процессе совершенствования человек приобретает способность оценивать, описывать и прогнозировать события в окружающем мире, управлять своим поведением, формировать необходимые, для реализации собственных целей отношения с другим людьми. Важными составляющими успешности являются страсть и вовлеченность в собственную деятельность, умение планировать необходимые для достижения позитивного результата объёмы своей деятельности, Важным умением является реализовывать свои плана настойчиво, невзирая на трудности и провалы, проявляя при этом достаточную гибкость и коммуникативную изощрённость. С другой стороны, мы должны проявлять достаточную креативность, потому что рядом с нами свои цели реализуют и другие люди, которые могут успешно конкурировать с нами. Для реализации своих целей мы должны уметь формулировать свои интересы и доказывать ценностные ориентиры, которые смогут с нами разделить и другие люди. А ещё важна поведенческая и коммуникативная гибкость, опыт принятия ответственности, а также концентрация и удержание своей цели…
Однако для развития надёжной поведенческой успешности человек должен совершить ряд важных усилий и справится с трудностями и стрессовыми ситуациями на своём пути.
Как реализуется научение и формируются успешная модель? Получается это так: в своей жизни мы реагируем на внешние стимулы определенным способом и при этом вырабатывается определенная модель поведения и присущая исключительно нам и привычная только для нас реакция. Модель поведения вырабатывается вследствие закрепления, обусловленного основными типами научения – классическим научением, описанным И. П. Павловым, Э. Торндайком и Дж. Уотсоном, оперантным научением, описанном Б. Скиннером и социальным научением по А. Бандура. В настоящее время большой успех делают когнитивные теории - модели (А. Эллис, А. Бэк и др.), а также т.н. «третья волна» когнитивисткого подхода, которая пытается создать целостное описание поведения с учётом и других достижений психотерапии, философских и методологических достижений последнего времени.
Почему нарушается научение, и как мы становимся тревожными?
Как нарушается научение и формируется тревожность и тревожные расстройства? Когда трудности превышают наши возможности может начать закрепляться «неправильное» поведение. Возникает это в связи с тем, что при столкновении с потенциальной (реальной или предполагаемой) опасностью, сама когнитивная оценка опасности активизирует эмоциональный компонент (тревога); моторный компонент (готовность к поведению – нападению, побегу, оцепенение или обморок), физиологический компонент (адаптационные реакции, необходимые для преодоления угрозы), усиливающий действие моторного.
Если при столкновении с угрозой мы недостаточно хорошо подготовлены, то величина тревоги станет «отсекающей», иммобилизирующей и мы совершаем движение не в сторону преодолении угрозы (противостояние или убегание), а от неё (мы поворачиваемся к ней спиной), что приводит к усилению тревоги, а не атрибутирования ее в форме конкретного страха. Если такое неуспешное поведение несколько раз повторится, то тревожность из «нормального» уровня (норма в данном случае – ну бывают же тревожные и боязливые люди) начинает формироваться в спектр уже патологических симптомов тревожных расстройств. Когнитивная теория даёт объяснение даже по отдельным тревожным расстройствам.
Когнитивно-поведенческая модель тревожных расстройств.
«Неправильная» модель поведения или «неправильная» реакция и вызывают симптомы расстройства. Когнитивная модель тревожных расстройств сегодня неплохо описаны (Караваева Т.А. Васильева А.В., Полторак С.В., 2016) нашими коллегами:
- при фобиях имеется предчувствие физического или психологического ущерба в специфических ситуациях. Поведенческие и физиологические реакции на потенциальную «опасность» (отвержение, недооценка, неудача) могут мешать функционированию пациента до такой степени, что могут вызывать как раз то, чего он боится;
- пациенты с паническим расстройством склонны рассматривать любой необъяснимый симптом или ощущение как признак неминуемой катастрофы. Главной чертой людей с паническими реакциями является наличие убеждения в том, что их витальные системы—кардиоваскулярная, респираторная, центральная нервная—потерпят крах;
- в мышлении пациента с генерализованными тревожными расстройствами доминируют темы опасности, то есть он предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи, для его имущества и для других ценностей. Тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безопасности и других свидетельств, которые уменьшают угрозу опасности.
Что будет, если мы не научимся стравляться с трудностями, а научимся тревоге?
Сбой в правильном научении приводит вот к таким последствиям:
А в результате с нами произойдет вот что:
А в худшем случае, мы заменим все свои копинги на три самых неэффективных:
Как же запустить процесс научения в правильную сторону и справиться с тревожными расстройствами?
Для помощи человека, страдающему тревожными феноменами, в том числе тревожными расстройствами применяется когнитивно-поведенческая психотерапии, которая может позволить:
· выявить иррациональные когнитивные конструкции (автоматические мысли и их системы), которые вызывают тревожные состояния
· расширить возможности рефлексии, спектр совладающего поведения и увеличить свою компетентность и самоэффективность.
· осуществить замену через переучивание патогенных когнитивных конструкций на адаптивные и способствующие успешному поведению и развитию
· усовершенствовать стратегии личностного функционирования
· оптимизировать долгосрочные жизненные стратегии и образ жизни
· использовать полученный опты переучивания для формирования стратегий сохранения полученные результаты и распространить их на другие сферы поведения
· преодолеть тревожность и научиться привлекать близких людей для оптимизации своего образа жизни, пользоваться поддержкой и с благодарностью принимать помощь
Существующие стратегии индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапии имеют различную эффективность и, в частности, не очень хорошо справляются с тревожными состояниями, потому что тревожное поведение сложно, очень сильно определяется социальным контекстом, а также воспроизводиться в связи с существующей условной выгодой.
Больший эффект в преодолении тревожности и лечении тревожных расстройств сможет быть получен при проведении когнитивно-поведенческой психотерапии в условиях специальной группы. Когнитивно-поведенческая группа сможет создать условия для дозированного переучивания в безопасных условиях. В группе воспроизводятся модели ситуации поведенческих и социальных угроз, которые могут создавать условия для дозированного преодоления и разрушения поведенческих стереотипов.
И вот, дорогие друзья, в нашем Институте успешно разрабатывается специальная методика когнитивно-поведенческой групповой психотерапии. Методика групповой психотерапии уже успешно применяется в реальной клинической практике, и показала ряд своих преимуществ по сравнению и с индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапией и также по сравнению с другими методами групповой психотерапии.
Надёжный способ осуществить переучивание и обеспечить устойчивую систему поведения, способствующую преодолению тревожности – это пройти этот вариант когнитивно-поведенческой группы. В ходе групповой работы ее ведущие создают условия, для создания креативной «переучивающей среды», которая позволит каждому участнику осуществить свой собственный компетентностный скачок в формировании поведенческой успешности:
· выйти из замкнутого круга негативных мыслей
· остановить поток сомнений и тревог, отравляющих жизнь
· перестроить свое мышление, чтобы лучше понимать себя и не усложнять жизнь и отношения
· научится самостоятельно проводить анализ проблемной ситуации и находить для нее лучшие решения
· понять причины и справиться с охватывающей тревогой, появляющейся в сложных жизненных ситуациях
· попробовать новые для себя формы поведения, которые помогут сделать жизнь комфортнее, а достижение целей реальным
· Освоить различные техники помощи себе и управления своим состоянием
· в условиях группы, которая хорошо моделирует условия воспроизводящие тревожность определить тип ситуаций, запускающий симптомы,
· столкнуться с собственными проблемными стратегиями поведения с условий социального функционирования, вызывающими тревожность,
· расширить систему совладающих поведенческие стратегий, меняющих возможности,
· пережить неуспешность и сформировать эффективные модели поведения,
· научиться надёжно преодолевать тревожность, как препятствие,
· научиться использовать тревогу как ресурс,
· сформировать позитивные жизненные цели сделать первые шаги по их достижению
· повысить качество своей жизни.
Такое качество эффекта невозможно в условиях индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапии, в связи с тем, что индивидуальная психотерапия предлагает справляться с ситуациями, которые возникают в жизни, вне психотерапевтического кабинета. Отчасти эту проблемы решают традиционные домашние задания, но их возможности ограничены, поскольку они касаются реальных жизненных обстоятельств, возможности экспериментирования в которых чрезвычайно ограничены. Когнитивно-поведенческая группа представляет реальный, но безопасные поведенческие модели в социальном контексте.
В чем же суть когнитивно-поведенческой группы?
Группа является активной обучающей и «переучивающей» безопасной средой для когнитивного, поведенческого и эмоционального экспериментирования.
Группа создаёт условия для соприкосновения с двумя мирами – миром поведения участников группы и миром социальных отношений, который является социальным контекстом поведения, позволяющего находить модели патогенных ситуаций, преодолевать их и изменять социальный контекст собственного поведения (изменять собственное поведения, изменять модели взаимодействия с другими и изменять особенность социального окружения). Таким образом получается, что в этой одной группе участники смогут осуществить две плоскости научения: 1) детально изучить и исправить свои поведенческие нарушения, а также 2) научиться влиять на социальный контекст собственного поведения, воспроизводящего тревогу.
Ведущие группы
Ирина Бубнова — клинический (медицинский) психолог, куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
Ко-терапевт в настоящее время определяется
Бывает так, что тревога мешает нам понять себя и осознать причина своих трудностей и не позволяет человеку отказаться от невротического поведения
Что будет если не устранить неосознаваемый механизм воспроизводства невротических феноменов и в первую очередь воспроизводства тревоги?
Что такое групповой анализ
В тревоге мы можем «потерять» контакт с собственным телом или даже «потерять» своё тело!
Почему утрачивается связь тела и психики
О телесной модели тревожных расстройств и трудностях ее создания
Что будет, если мы не добьемся гармонии души и тела в борьбе с тревогой?
Нарушение телесно-психологических соотношений при тревожных состояниях приводит вот к таким последствиям:
Как же побороть телесные последствия тревоги?
В чем же суть телесно-трансовой группы?
Ведущие группы:
Наталья Минникаева — клинический (медицинский) психолог, завуч и куратор направления подготовки «Телесная, трансовая и неоповеденческая психотерапия» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.Как же выглядит тревога?
Тревога — сложный клинико-психологический феномен, включающий в себя в разных долях «скрытые» эмоциональные проявления, неприятные мысли, «заторможенные» поступки, физиологические ощущения — перемешанные и «прокисшие», приводящие к странным, плохо рефлексируемым дисфоричным состояниям. Из таких состояний формируются вегетативные телесные реакции и симптомы: «тянет» в челюстях, пробегают импульсы по рукам и ногам, холодеют конечности, сбивается ритм дыхания, обдает «жаром» и пр.Что будет, если мы не справимся с тревогой?
Оставаясь с тревогой, мы теряем ориентиры в жизни, потому что теряем контакт с собственными чувствами, со своим телом, с жизнью. Мы по-настоящему не понимаем себя, не понимаем других. Человек, охваченный тревогой, не может расставлять приоритеты и делать выбор, следовательно, у него возникают нарушения при реализации жизненных планов. На следующем этапе люди переводят тревогу в устойчивый телесный симптом или даже навязчивость. Возможны развитие зависимого поведения, нарушения психической саморегуляции, «расщепление», аффективные взрывы.В чем же суть арт-терапии?
Занятие арт-терапией «исцеляет» уже по факту того, что вы делаете. Арт-терапия использует язык цвета, символов и образов вместо привычного вербального языка. Арт-терапия мультимодальна. Это и изобразительная — художественная модальность, это и работа с пластичными материалами, такими как глина, пластилин. Арт-терапия использует и танец, и психодраму, где мы можем выразить и осознать себя через движение. Арт-терапия — это и работа с маской, это и инсталляция, и перформанс, и даже шаманский ритуал — это тоже арт-терапия.Основные вопросы и возражения, которые задают потенциальные участники арт-терапевтической группы
«Я не художник». Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, проявить, оформить, творчески выразить все накопленные эмоции и переживания, чтобы улучшить состояние своего здоровья и избавиться от последствий стресса.Ведущий группы:
Петр Васильевич Москалев — клинический (медицинский) психолог, известный Петербургский психотерапевт, арт-терапевт, преподаватель Института психотерапии.В основе повторяющихся трудностей или формирования расстройств может лежать особым образом сконструированный личный «негативный» (проблемный, невротический) миф!
Что такое личный Миф?
Как создается наш личный Миф?
Как формируется «негативный» Миф?
Как перенастроить свой личный Миф и как сделать его источником достижений, успеха и счастья?
Что такое группа спонтанного мифодизайна?
Как проводится группа спонтанного мифодизайна на Апрельском семинаре 2022 года?
Каковы показания к участию в группе спонтанного мифодизайна? Кому нужна такая группа в первую очередь?
В чем же суть группы группы спонтанного мифодизайна?
Ведущие группы:
Сергей (Леон) Быков — врач-психотерапевт, проректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского по стратегическому развитию, кандидат медицинских наук.Ведущие основных групп «Опытной программы»:
Екатерина Базарова — врач-психотерапевт, координатор Лаборатории пограничных состояний и преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», член координационного Совета Ассоциации развития клинической психотерапии, руководитель профессионального психотерапевтического сообщества и заслуженный врач Республики Карелия,
Ирина Бубнова — клинический (медицинский) психолог, куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Александр Копытин — врач-психотерапевт, врач-психиатр, доктор медицинских наук. Председатель Национальной ассоциации развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»,
Наталья Минникаева — психолог, телесный психотерапевт, кандидат педагогических наук. заведующая учебной частью Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Петр Москалев — клинический (медицинский) психолог, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Равиль Назыров — врач-психотерапевт, д.м.н., научный руководитель Санкт-Петербургского Апрельского семинара по психотерапии и прикладной психологии, Ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, член научного совета Минздрава РФ (научная платформа «Психиатрия и зависимости), эксперт и член Совета «Национальной медицинской палаты»,
Алла Образцов —клинический (медицинский) психолог, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Юлия Пономарева — врач-психотерапевт, детский и семейный психотерапевт, врач-психиатр, куратор направления «Детская клиническая психотерапия и детская клиническая психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Дарья Рекель — клинический (медицинский) психолог, детский и семейный психотерапевт,
Алина Соболевская — клинический психолог, директор Центра психотерапии на Басковом, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Дмитрий Трофимов — клинический (медицинский) психолог, компетентностный преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского,
Елена Шляхетко — врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
Стоимость проживания в отеле не входит в стоимость участия в семинаре
1-местный Классик (с завтраком) - 1900 рублей
2-местный Классик (с завтраком) - 2800 рублей
1-местный Полулюкс (с завтраком) - 3000 рублей
2-местный Полулюкс (с завтраком) - 3400 рублей
КОРОТКИЕ СЕМИНАРЫ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК)
Все короткие семинары в 2022 году посвящены анализу психотерапевтических и клинико-психологических подходов к пониманию тревожных состояний и «постковидного синдрома». Мы ведем переговоры со специалистами, которые смогут внести ясность в эту непростую тему.
Предлагаем примерный перечень тем.
1. Введение в тему семинара «Клиническая психотерапия при работе с тревожными состояниями, в том числе в сочетании с «постковидным синдромом»
Как и всегда, вводный семинар проводит Равиль Назыров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, научный руководитель Санкт-Петербургского Апрельского Семинара по психотерапии и практической психологии,
2. «О подготовке современных психотерапевтов и клинических психологов»
Ирина Королева — проректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
3. «Тревожные расстройства и постковидный синдром в современной психиатрии»
Алексей Егоров – врач-психиатр, врач психиатр-нарколог, нейрофизиолог, заведующий Лабораторией нейрофизиологии и патологии поведения Институт эволюционной физиологии и биохимии им. М.М. Сеченова Российской академии наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, доктор медицинских наук, профессор.
4. «Тревога и тревожные состояния в психоанализе»
Сергей Соколов — психолог-психотерапевт психоаналитической ориентации, кандидат психологических наук, супервизор и тренинговый аналитик, член Европейской Ассоциации Психотерапии (Австрия).
5. «Когнитивно-поведенческий подход к пониманию тревожных состояний»
Ирина Бубнова — клинический психолог, куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
6. «Философское осмысление тревоги в постковидную эпоху»
Вадим Руднев — выдающийся советский и российский семиотик, лингвист, филолог, культуролог и философ, ведущий научный сотрудник кафедры философской антропологии философского факультета МГУ им. Ломоносова, автор бестселлеров «Новая модель реальности» (2016 г.), «Энциклопедический словарь культуры» (2017 г.), доктор философских наук.
7. «Нейрофизиологические механизмы тревожности».
Александр Бизюк — клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук, эксперт в области нейропсихологии с опытом работы свыше 50 лет.
7. «Клинико-психотерапевтический анализ сложного случая»
Равиль Назыров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
9. В завершение Семинара — презентация проектов участников «Методической программы»
Участники «Методической программы».
10. Традиционная «Большая группа»
Как всегда, итоги работы каждого дня мы будем подводить на «Большой группе». В этой группе участвуют все. Группа проводится по технологии тренинга социального опыта, ее задача — обобщить и интегрировать полученный опыт основных и малых групп, семинаров, тренингов, лекций и практикумов.
Обсуждается возможность участия в семинаре в качестве спикеров Александра Иосифовича Сосланда, известного российского психолога-психотерапевта, кандидата психологических наук, и Михаила Владимировича Кларина, главного научного сотрудника Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО.
Расписание мероприятий |
КОРОТКИЕ СЕМИНАРЫ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК)
Все короткие семинары в 2022 году посвящены анализу психотерапевтических и клинико-психологических подходов к пониманию тревожных состояний и «постковидного синдрома». Мы ведем переговоры со специалистами, которые смогут внести ясность в эту непростую тему.
Предлагаем примерный перечень тем.
1. Введение в тему семинара «Клиническая психотерапия при работе с тревожными состояниями, в том числе в сочетании с «постковидным синдромом»
Как и всегда, вводный семинар проводит Равиль Назыров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, научный руководитель Санкт-Петербургского Апрельского Семинара по психотерапии и практической психологии.
2. «О подготовке современных психотерапевтов и клинических психологов»
Ирина Королева — проректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
3. «Тревожные расстройства и постковидный синдром в современной психиатрии»
Алексей Егоров – врач-психиатр, врач психиатр-нарколог, нейрофизиолог, заведующий Лабораторией нейрофизиологии и патологии поведения Институт эволюционной физиологии и биохимии им. М.М. Сеченова Российской академии наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, доктор медицинских наук, профессор.
4. «Тревога и тревожные состояния в психоанализе»
Сергей Соколов — психолог-психотерапевт психоаналитической ориентации, кандидат психологических наук, супервизор и тренинговый аналитик, член Европейской Ассоциации Психотерапии (Австрия).
5. «Когнитивно-поведенческий подход к пониманию тревожных состояний»
Ирина Бубнова — клинический психолог, куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
6. «Философское осмысление тревоги в постковидную эпоху»
Вадим Руднев — выдающийся советский и российский семиотик, лингвист, филолог, культуролог и философ, ведущий научный сотрудник кафедры философской антропологии философского факультета МГУ им. Ломоносова, автор бестселлеров «Новая модель реальности» (2016 г.), «Энциклопедический словарь культуры» (2017 г.), доктор философских наук.
7. «Нейрофизиологические механизмы тревожности».
Александр Бизюк — клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук, эксперт в области нейропсихологии с опытом работы свыше 50 лет.
8. «Клинико-психотерапевтический анализ сложного случая»
Равиль Назыров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
9. В завершение Семинара — презентация проектов участников «Методической программы»
Участники «Методической программы».
10. Традиционная «Большая группа»
Как всегда, итоги работы каждого дня мы будем подводить на «Большой группе». В этой группе участвуют все. Группа проводится по технологии тренинга социального опыта, ее задача — обобщить и интегрировать полученный опыт основных и малых групп, семинаров, тренингов, лекций и практикумов.
Обсуждается возможность участия в семинаре в качестве спикеров Александра Иосифовича Сосланда, известного российского психолога-психотерапевта, кандидата психологических наук, и Михаила Владимировича Кларина, главного научного сотрудника Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО.
Расписание мероприятий |
УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
По окончании обучения все участники, имеющие высшее медицинское или психологическое образование, а также образование в области социальных наук (социальная работа и коррекционная педагогика), получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а участники, не имеющие высшего специального образования, получают Сертификат участия установленного образца.