О проблемах в существующей модели подготовки клинических психологов и врачей-психотерапевтов
Сегодня принята следующая модель подготовки специалиста-психотерапевта:
1. Сначала будущий психотерапевт должен пройти программу профессиональной переподготовки: по психотерапии для врачей-психотерапевтов и по клинической (медицинской) психологии для психологов. Так врач-психиатр и психолог становятся психотерапевтами.*
2. В дальнейшем психотерапевт может продолжать обучение в рамках частных программ повышения квалификации. Такие программы акцентируют внимание на конкретных вопросах профессиональной деятельности, выбранного психотерапевтического метода или помогают разобраться в отдельных частных вопросах современной психотерапии.
Каждый из этих уровней подготовки имеет свои недостатки. Так, программы профессиональной переподготовки часто направлены на оснащение будущего психотерапевта необходимыми для работы
знаниями, в лучшем случае к ним добавлены тренинговые занятия, направленные на формирование
навыков применения отдельных технических приемов, и в самом лучшем случае в программе есть элементы
супервизии и
личной терапии.
Существующая модель переподготовки не задает настоящей системы в психотерапии и не позволяет сделать специалиста клинически мыслящим психотерапевтом – просто потому, что она на это и не претендует! Она направлена на то, чтобы получить право на психотерапевтическую деятельность, осознать необходимость клинического подхода в психотерапии, но не позволяет фактически этим подходом овладеть.
Программы повышения квалификации также развивают отдельные компетенции специалиста, однако ни программы повышения квалификации, ни программы переподготовки не предлагают
общую систему описания пациента и планирования психотерапии.
В результате психотерапевт что-то знает и что-то может, но не очень понимает, что из доступного ему арсенала необходимо применить по отношению к конкретному пациенту с конкретным расстройством. Нет общей платформы, «материка» (системы), где сосуществуют различные «регионы» (частные области, знания и навыки) современной модели психотерапии.
Так психотерапевт сегодня становится удивительной фигурой: с многочисленными свидетельствами о прохождении образовательных программ, часто с успешным опытом в применении выбранного психотерапевтического метода, с представлением о возможности синтеза психотерапевтических инструментов в рамках индивидуальной психотерапевтической программы (ИПП), но с туманным пониманием, как этот синтез реализовать в условиях реальной клиники.
Тем не менее, после обучения на программе переподготовки и отдельных программах повышения квалификации специалист фактически уже ощущает себя настоящим психотерапевтом, способным к качественной работе. Поскольку даже такая подготовка позволяет справиться в отдельных случаях, многие специалисты так и остаются на уровне «частных решений».
Однако, у некоторых специалистов все же формируется потребность к целостному пониманию психотерапевтического случая на системном уровне, позволяющем лечить пограничные психические расстройства без применения лекарств.
Эта потребность становится похожа на душевную боль, страдание, движущее к предельной интеграции полученных знаний по психотерапии на основе реальных факторов возникновения психических расстройств.
Такой путь требует не только точного понимания индивидуальных (индивидуально-психологических и личностных), семейных и социальных факторов возникших нарушений, но и подготовки самого специалиста к работе в реальной клинике. Поскольку существующие клинические пространства несовершенны, в ряде случаев от психотерапевта требуются не только общепрофессиональные и личностные, но и организационные компетенции, поскольку именно психотерапевт становится источником реорганизации клиники (места работы) под задачи настоящей психотерапии.
*- На основании ряда нормативных документов Минздрава России клинический (медицинский) психолог также имеет право осуществлять психотерапевтические функции – «принимать участие в психотерапии» (Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 № 438).