ЗАЧЕМ ЭТОМУ УЧИТЬСЯ?
В пространстве современной психотерапии большинство специалистов привыкли размышлять категориями методов – часто какого-то одного, избранного или их набора (гештальт, нлп, когнитивная психотерапия, гипноз и пр.), которым специалист владеет или хочет научиться. Через призму конкретного метода рассматривается пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч…
Однако метод в реальности является лишь инструментом воздействия, «молотком» или «электродрелью», которыми еще нужно умело пользоваться, и которые важно применять адекватно уникальным особенностям пациента, его клиническому состоянию и социальным условиям жизни.
Для адекватного выбора терапевтического инструмента требуется несколько действий:
1. Исследовать анамнез пациента и разделить в нем «психические» (прежде всего эмоциональные) жалобы и личностные трудности.
2. Описать личность пациента и сформулировать гипотезу о личностных причинах возникновения проблем.
3. Соотнести эту гипотезу с методом, который «заказывает» пациент (а его тоже порой необходимо определить в ходе беседы) и спланировать вмешательство.