Название программы: Личностная направленность современной психотерапии
Объем программы: 36 уч. часов
Сроки проведения:
Место проведения: On-line на платформе ZOOM
Обучение проводится в форме вечерней zoom конференции. В перерывах между занятиями у Вас будет домашнее задание, помогающее опробовать полученные знания на практике и подготовить предметные вопросы для обсуждения.


Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


О программе


Представляем Вашему вниманию вечернюю программу повышения квалификации «Личностная направленность современной психотерапии».

В программе:

1. Понедельник: самостоятельное изучение видео- и аудиолекций продолжительностью 4 ч в личном кабинете слушателя, прохождение теста для проверки усвоения.
2. Вторник: онлайн лекция преподавателя с возможностью задать вопросы и закрепить изученное. Разбор с преподавателем кейсов слушателей и модельное психотерапевтическое взаимодействие.
3. Среда: возможность самостоятельно опробовать полученные навыки в собственной практике.
4. Четверг: работа с реальным пациентом под руководством эксперта,
5. Пятница: возможность самостоятельно опробовать полученные навыки в собственной практике.
6. Суббота: обсуждение работы с реальным пациентом с концептуализацией случая.


В программе 3 шага, каждый из которых рассчитан на неделю занятий в вечернее время:
1. Современные представления об устройстве психики.
Процесс психотерапии требует от специалиста одинаково внимательного отношения ко всем составляющим человеческой сущности — биологической, психической и социальной. Ценность данного шага заключается в возможности проникнуть в каждую из этих сфер, понять ее содержание, в ее логике научиться задавать клиенту вопросы, а главное, сопоставлять полученные ответы, формируя целостную картину в биопсихосоциальной концепции, делать выводы и проверять эти выводы на практике! Ограниченное время шага позволит слушателю в короткий временной промежуток осознать изученное и интериоризировать полученный опыт как Инструмент повышения качества своей работы!
Шаг представляет собой законченный инструмент практической работы психотерапевта с пациентом в самом начале взаимодействия, включая:
· вход в психотерапевтический процесс;
· основу концептуализации проблемы;
· объемное видение причин страдания пациента, абсолютно необходимое для дальнейшего построения эффективной лечебной программы.

В программу входит

Проработка теории: от ознакомления с биопсихосоциальной концепцией понимания природы человека → через проверку понимания пройденного → к формированию интериоризированного знания.
Наработка практики: от формирования в процессе учебного моделирования необходимого умения задавать вопросы по каждой сфере биопсихосоциальной парадигмы → через опыт взаимодействия с реальным пациентом → к формированию компетенции объемного понимания страдания пациента и успешной работы с ним.

2. Личность пациента в психотерапии с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии.
Тщательно разработанная теория личности — один из важнейших критериев, позволяющих отделить основное направление психотерапии от неосновных, вспомогательных. И Ленинградской (Петербургской) психотерапевтической школе здесь определенно есть чем гордиться: концепция личности в Ленинградской школе базируется на теории отношений В.Н. Мясищева, позволяющей как объяснить происходящие явления (в том числе механизм формирования психопатологии), так и предсказать их развитие (а следовательно, найти нужные инструменты помощи).

Личность человека, согласно этой концепции, представляет собой иерархическую систему отношений с собой и окружающим миром, прежде всего с другими людьми. Само слово «отношение» бесконечно многогранно — оно включает и когнитивный аспект, и эмоциональный, и деятельностный! А потому теория отношений Мясищева (и концепция личности) характеризуется глубоким пониманием человека, широкими возможностями для интеграции достижений других психотерапевтических направлений и четкими путями реализации в практической работе!

Ценность данного шага заключается в возможности погрузиться в эту концепцию и научиться описывать личность пациента, выделять личностные факторы его страдания.

Ограниченное время шага позволит слушателю в короткий временной промежуток осознать изученное и интериоризировать полученный опыт как инструмент повышения качества своей работы!


Шаг представляет собой законченный инструмент практической работы психотерапевта с пациентом и включает:
· понимание личности с позиции Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы;
· описание личностных особенностей пациента;
· выделение личностных факторов его расстройства.


В программу входит:


Проработка теории: от ознакомления с пониманием личности с позиции Ленинградской школы психотерапии → через проверку усвоения пройденного → к формированию интериоризированного знания о личностной структуре человека.

Наработка практики: от формирования в процессе учебного моделирования умения описывать структуру личности человека → через опыт взаимодействия с реальным пациентом → к формированию компетенции выделения личностных факторов расстройства или страдания.


3. Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии.
Процесс по-настоящему эффективной, базирующейся на принципах доказательности психотерапии не может быть случайным! Воспроизведение терапевтического результата в медицинской модели требует от специалиста не только владения методами, но и правильного выбора области приложения усилия. Здесь, как и в других областях медицины, необходимо стремиться воздействовать на причину и механизм развития страдания, а значит, работать с личностью пациента.
Следует четко понимать, какие именно мероприятия будут способствовать выздоровлению, а какие не влияют на результат и являются необязательными. Иными словами, нужно различать воздействие терапевтическое, прежде всего личностное, и имитационное!
В ходе данного шага слушатели смогут понять суть личностного воздействия в психотерапевтической интервенции, выделить его критерии, а следовательно, в течение короткого промежутка времени овладеть еще одним важным Инструментом повышения качества своей работы!
Данный шаг представляет собой законченный инструмент практической работы психотерапевта с пациентом и включает:
· выбор точки приложения усилий при осуществлении психотерапевтической интервенции;
· формулирование критериев личностного воздействия;
· разделение воздействия психотерапевтического и имитационного.

В программу входит:


Проработка теории: от ознакомления с критериями личностного воздействия → через проверку понимания пройденного → к формированию интериоризированного знания о психотерапевтической интервенции.
Наработка практики: от формирования в процессе учебного моделирования умения разграничивать воздействие лечебное и имитационное, личностное и неличностное → через опыт взаимодействия с реальным пациентом → к овладению компетенцией направленного на личность психотерапевтического вмешательства.
Устранение типовых ошибок: от выделения позитивных критериев личностного воздействия в ходе теоретического изучения материала → через их проверку в практике с реальным пациентом и наблюдении за работой коллег, через рефлексию и последующую дискуссию → к пониманию критериев негативных, т.е. того, что личностным воздействием не является, а значит, выступает типовой ошибкой психотерапевтического процесса.

Расписание занятий

Дата

Время

Наименование учебных пар

Преподаватель

1 модуль

Личностная направленность современной психотерапии.

Принципиальное отличие психотерапии от других медицинских специальностей и помогающих профессий.


Дата

Время

Наименование учебных пар

Преподаватель

1 модуль

Личностная направленность современной психотерапии.

Принципиальное отличие психотерапии от других медицинских специальностей и помогающих профессий.

Шаг 1

Современные представления об устройстве психики.

На что воздействует психотерапия, биопсихосоциальный подход в медицине, исследование анамнеза (психотерапевтическое интервью).



17.00-17.45



Вводная лекция об Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского

18:00-19:25



Компетентностные настройки на модуль 1


4 ак.часа

Открываются «основные материалы» в ЛК для самостоятельных занятий


18:00-19:30

Семинар. «Биопсихосоциальный подход в психотерапии»


лекция по «ключевым слайдам» шага, повторение самостоятельно изученного основного материала шага, ответы на вопросы слушателей по основным материалам шага.

Назыров Р.К.


19:45-21:15

Практикум.


Ключевое упражнение шага

Назыров Р.К.


18:00-19:30

Работа с пациентом. Клинический разбор.


ДЗ «Описать пациента по биологической, психической, психосоциальной плоскостям»

Назыров Р.К.


16:30-18:00

Обсуждение ДЗ


Подведение итогов

Назыров Р.К.

Шаг 2

Личность пациента в психотерапии с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Диагностика и формулирование личностных особенностей пациента


4 ак.часа

Открываются «основные материалы» в ЛК для самостоятельных занятий


17.00-17.55

Компетентностные настройки на модуль 1 (подключаются по основной ссылке новые слушатели)

18:00-19:30

Семинар. «Личность пациента в Ленинградской школе психотерапии»


лекция по «ключевым слайдам» шага, повторение самостоятельно изученного основного материала шага, ответы на вопросы слушателей по основным материалам шага.

Назыров Р.К.


19:45-21:15

Практикум.


Ключевое упражнение шага

Назыров Р.К.


18:00-19:30

Работа с пациентом. Клинический разбор.


ДЗ «Описать личность пациента»

Назыров Р.К.


16.30-18.00

Обсуждение ДЗ


Подведение итогов

Назыров Р.К.

Шаг 3

Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии.


4 ак.часа

Открываются «основные материалы» в ЛК для самостоятельных занятий


17.00-17.55

Компетентностные настройки на модуль 1 (подключаются по основной ссылке новые слушатели)

18:00-19:30


Семинар. «Как работает психотерапия»


лекция по «ключевым слайдам» шага, повторение самостоятельно изученного основного материала шага, ответы на вопросы слушателей по основным материалам шага.

Назыров Р.К.


19:45-21:15

Практикум.


Ключевое упражнение шага

Назыров Р.К.


18:00-19:30

Работа с пациентом. Клинический разбор.


ДЗ «Спланировать личностное воздействие пациента»

Назыров Р.К.


16.30-18.00

Обсуждение ДЗ


Подведение итогов

Назыров Р.К.



После обучения у Вас будет:

· Необходимый объем теоретических знаний без нагружения избыточной трудноусвояемой информацией
· Практическое умение формулировать и задавать вопросы в логике каждой сферы биопсихосоциальной концепции и правильно анализировать результат
· Компетенции психотерапевтического интервьюирования и объемного видения страдания пациента.
· Необходимое теоретическое представление о понимании личности в соответствии с учением В.Н. Мясищева.
· Практическое умение описывать личность пациента как систему его отношений.
· Компетенции определения личностных факторов его страдания для последующего создания эффективной психотерапевтической программы.
· Необходимое теоретическое понимание сути личностного воздействия
· Практическое умение различать воздействие психотерапевтическое, личностное, и имитационное
· Формирование компетенции осуществления направленного на личность психотерапевтического вмешательства.


По итогам обучения Вы сможете:
1. Отдельно описывать биологические, психологические и социальные факторы, участвующие в формировании страдания пациента.
2. Описывать личность пациента и формулировать гипотезу о личностных причинах страдания.
3. Определять метод, который «заказывает» пациент и обоснованно предполагать психотерапевтическое воздейтсвие.



Преподаватели

Назыров Равиль Каисович

Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.
Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)

Руководство по эксплуатации
1. Соблюдайте методику! Для получения гарантированного результата в формировании компетенции направленного на личность психотерапевтического вмешательства следует выполнять все рекомендованные методикой действия.
2. Посещайте занятия! Каждое занятие играет свою обособленную роль в формировании компетенции, являясь определенным, необходимым, не подлежащим исключению этапом.
3. Будьте проактивны! Объем затрачиваемого на самостоятельную работу времени должен составлять не менее 4 ч в неделю. Самостоятельная работа всегда выступает подготовкой к предстоящему этапу: приходите на семинар во вторник, посмотрев видео по теории, на разбор с клиентом — составив свои вопросы по теме, на субботний завершающий семинар — выполнив домашнее задание по итогам клинического разбора.
4. Закрепляйте на практике! Используйте любую возможность осознанно применить инструмент Шага в работе со своим пациентом.
5. Наслаждайтесь результатом!
Правильный выбор области приложения усилий при проведении психотерапии, т.е. отказ от имитации и использование в качестве психотерапевтической интервенции личностного воздействия, делает психотерапевтическое вмешательство по-настоящему эффективным, а результат — воспроизводимым. Это еще один существенный шаг в сторону КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ!