ПредВестник №2(4)
 Спонтанный мифодизайн: персональный миф как управляющая метафора сознания
Отрывок из интервью с Леоном Быковым
Сергей Иванович (Леон) Быков
проректор по стратегическому развитию и координатор лаборатории психотерапевтической лингвистики ИПМП им. Б.Д. Карвасарского, автор психотерапевтического метода ВМИЛ – «Вербальная мифологизация и инициация личности» (современное название «Спонтанный мифодизайн»), автор концепции «Хорошо инструментализированное сознание», эксперт по личному и корпоративному стратегированию, врач-психотерапевт, к.м.н.

Ирина Гайдук
интервьюер, выпускающий редактор онлайн-журнала "ПредВестник" ИПМП им. Б.Д. Карвасарского, канд.экон.наук
Ключевые слова: психотерапия, спонтанный мифодизайн, мифологическая группа, персональный миф, управляющая метафора сознания, метафорический текст, сущность, самость
Теоретические основы метода
— Леон, как все-таки правильно: метод вербальной мифологизации и инициации личности или спонтанный мифодизайн?
Л. Быков: Рабочее название — вербальная мифологизация и инициация личности, а метафорическое, которое уровнем выше — спонтанный мифодизайн.

— На каких основах, на чьих “плечах” он стоит?
Л. Быков: В первую очередь, на плечах такого гиганта как Алексей Федорович Лосев, на его понимании мифологии. В сокращенном варианте определение мифа звучит как «в словах данная чудесная личностная история, до телесности ощутимая реальность». Это ключевое понятие изложено в его фундаментальной работе «Диалектика мифа».

Кроме этого, в основе лежит очень глубокая работа Александра Михайловича Лобка «Антропология мифа». На мой взгляд, это одна из лучших работ по пониманию мифа и всей его феноменологии, управляющего, смыслообразующего влияния. Он рассматривается им не как абсолютная правда или абсолютная ложь — как нечто, находящееся посередине. А то, что находится между абсолютной правдой и абсолютной ложью является истиной. Фактически, миф выражает некую форму истинного восприятия человеком своей реальности.

Если подойти структурно, то самый верхний управляющий слой — это мифология, которая воплощается через мифологемы. На основании мифологии уже более предметно строится область под названием идеология, которая реализуется через идеологемы. Затем выстраивается политика, осуществляемая через различные политики. И только потом идут разнообразные организационно-процедурные формы — «подходы - принципы - нормы - правила», которые уже конкретно организуют нашу жизнь.

Сейчас мы ведем речь о мифологии. Возьмем, например, мифологию «свои - чужие». У А.М. Лобка есть ее великолепное описание через призму двух племенных групп, которые находятся в предельно одинаковых условиях проживания в районе Амазонии. Одни — это представители племени бороро, обладающие тотемическим сознанием, которые считают себя одновременно и людьми, и красными попугаями. Вторые — соседнее племя трумаев, воспринимающее себя и как людей, и как водяных свинок. Их культурные шифры не совпадают, поэтому между этими племенами невозможно и физиологическое скрещивание для продолжения рода. И данная ситуация с «красными попугаями» и «водяными свинками» очень точно показывает истинное значение мифологии. И любое «блеяние», вроде «10 мифов о…», «20 мифов о…» для меня принижает ее ценность, поскольку это однобокое, вульгарное понимание мифа.

Пример с этими племенами — яркое олицетворение мифологемы «свой - чужой», на основе которой выстраивается политика в отношении поведения к чужим и «подходы-принципы-нормы-правила». В этом отношении, то, что сейчас происходит в мире, как раз великолепная работа мастеров мифологического обустройства и организации противостояний в логике «свой - чужой». Как мы ведем себя по отношению к чужому: уважаем или хотим стереть с лица земли? В таких ситуациях изменяется восприятие: чужой определяется как опасность, поэтому он должен быть уничтожен. Все элементарно! Поэтому то, чем мы занимаемся, должно просветлять в сознании людей простые вещи, структуры и формировать понимание — как не попадать в ловушки построений, созданные совершенно определенными людьми, группами интересов и двигаться в фарватере собственного решения, собственного мироощущения. И это то, чем как раз и занимается мифологическая группа.

Возвращаясь к основам метода, хочу упомянуть Василия Васильевича Налимова c его работой «Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков», который очень точно определил понятие личности человека, что личность — это текст, способный к саморазвитию, агрегации с другими текстами и я считаю это определение блестящим и многомерным.

Кроме того, обязательно нужно рассказать о работах Ирины Юрьевны Черепановой, которая является ключевым человеком в становлении метода в качестве формы практической реализации персонального мифа как управляющей метафоры сознания.

И.Ю. Черепанова — выдающийся ученый, доктор наук, филолог. Долго работала в Пермском университете, у нее масса чудесных работ. Например, диссертационное исследование «Текст как фактор изменения установки», которое потом было оформлено в книгу «Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного”.

В отличие от большинства других кандидатских диссертаций, которые скорее «маленькие», ее работа «по весу» фактически как докторская, “большая”. Она исследовала гигантское количество текстов, в первую очередь суггестивных, которые прошли испытание временем: молитвы, заговоры, приговоры, присушки, отсушки, а также тексты выдающихся ораторов. И.Ю. Черепанова выдвинула гипотезу, что тексты из разных культур, которые прошли испытание временем и продолжают активно циркулировать в структуре массового сознания, обладают определенной силой. И доказала в диссертационном исследовании, что они обладают мощным кодирующим эффектом, определенной силой воздействия. Тексты такого класса она описала как суггестивные, а новую область лингвистики — как суггестивную лингвистику, то есть лингвистику внушения, воздействия.

Таким образом, эти крупные четыре автора смыслообразуют все, что делается в спонтанном мифодизайне.

— Если представить тему спонтанного мифодизайна в виде облака тегов, то какими будут ключевые слова, понятия, смыслы?
Л. Быков: Ключевые понятия — это миф, метафора, управление, сознание, постижение, сущность, самость, высокоорганизованный текст, ритмически организованный текст, метафорический текст, группа, герой, мифотворец, принятие, матка, рождение. Вот основная группа терминов, которые можно использовать для того, чтобы описать мифологическую группу, в рамках которой рождается персональный миф у мифотворца, которого еще можно назвать героем.

иллюстрации: Мадина Бадриева

Состояние "Герой"
— Почему именно героем?
Л. Быков: Есть очень красивая шкала, которая хорошо объясняет действия человека на пути к собственному совершенствованию: герой-ангел-пророк-мудрец. Для того, чтобы начать процесс собственного развития, нужно вышагнуть из толпы, то есть, из массового сознания. Человек, который вышагивает из массового сознания или состояния толпы, по определению встает напротив нее.

Например, самое понятное нам явление — ученик в школе. Учительница вызывает его к доске и он выходит из толпы. Кстати, слово “толпа” я использую здесь нейтрально, без каких-либо коннотаций. Ученик в этот момент находится в состоянии героя — позитивно или негативно окрашенного, не имеет значения. Если он отвечает блестяще, то в школе он позитивно окрашенный герой. Если мямлит, то вероятно, что в школе он негативно окрашенный герой. Однако, он совершает некую форму героического поступка в логике индивидуализации, то есть вышел из массового сознания и теперь он индивидуум. А состояние массового сознания этому противоположно, не буду сейчас глубоко заходить в эти вещи. Сам учитель тоже находится в позиции героя по отношению к коллективу учеников, совершает некие поступки.

На группе происходит примерно то же самое: по определенной технологии человек вышагивает из массы и начинает проявлять эту удивительную управляющую метафору своего собственного сознания, которая есть смыслообразующая метафора, раскрывающая смысл его существования.

Сделав однократный акт выхода из толпы, герой начинает совершать подвиги на регулярной основе и переходит в т.н. состояние “ангела”, когда его героические поступки идут один за одним. С этой точки зрения любой экскурсовод, который ведет группу, все время находится в этой позиции.

Через десять тысяч повторов одного и того же делания ангел переходит на следующую ступень — пророка. Он начинает вещать и его слышат. Если в состоянии героя его могут и не услышать, то в состоянии пророка люди начинают внимать тому, что человек говорит.

Следующая ступень: когда пророк превращается в мудреца. Таким образом, мы получаем путь развития человека от массового сознания: ступени Герой - Ангел - Пророк - Мудрец. Первая ступень — путь героя, становление героя или выход человека в состояние «герой».

Соответственно, на мифологической группе мифотворец выступает фактически в позиции героя, который совершает какое-то удивительное действие по отношению к массе и масса ему аплодирует. Кстати, на группе происходит только так и никак иначе, потому что необходимо безусловное, стопроцентное, тотальное принятие. Какое бы действие человек не совершил в спонтанном состоянии, оно принимается, разделяется и оправдывается. Но не оценивается.
Поэтому на группе могут быть только психически здоровые люди, у которых хороший уровень критического мышления, стабильное психологическое состояние.

Группа может работает и в терапевтическом контексте: начинают проявляться аспекты, признаки, феномены, которые свойственны психотерапевтическим группам. То есть, она легко экстраполируется на психотерапевтическую группу. Но сейчас мы говорим о группе спонтанного мифодизайна в целом. Таким образом, состояние «герой» — это ключевое состояние мифотворца, которое он испытывает по факту выхода из состояния, которое называется «толпа».

— Что получит участник мифологической группы?
Л. Быков: Человек получит то, с каким запросом он пришел. Запрос же строится на основании намерения: с каким намерением я прихожу куда бы то ни было.

— Хорошо. Какие профессиональные компетенции могут «прокачать» в группе люди с разным уровнем развития: начинающий, высококвалифицированный психолог, руководитель психотерапевтической службы или человек, к примеру, уровня Равиля Каисовича?
Л. Быков: Начем с того, что мы на разных полюсах понимания феноменологии компетенций. Если отойти от мифотворчества и его сутевого назначения, то что точно получает участник:


Доподлинно известно только одно: если человек занимается своим делом, то его “прет”. Меня “прет” от того, что я делаю — значит я занимаюсь своим делом. Я кайфую. Понятно, что мифологические группы сложные, они глубоко зашли и в корпоративный, и в семейный форматы, семейно-корпоративные форматы. Есть люди, которые очень хорошо видят прагматику мифа, его значение.
Леон Быков
автор метода и ведущий группы "Спонтанный мифодизайн" на Апрельском семинаре и Осеннем фестивале психотерапевтических практик Института Карвасарского
  1. Первый ключевой навык — навык безусловного принятия другого человека. Это очень не типично. Я не знаю других групп, где царит закон безусловного принятия другого и где любое действие, направленное на отрицание другого, пресекается. Это закладывается в правилах игры и на группе участник оттренировывает этот навык. Надо заметить, что “принимаю” — не значит “присваиваю”. То есть я могу быть и не согласен с ним, но принимаю его безусловно. На уровне действия — это по-настоящему сложный поступок. От декларации в логике аффирмации до действия по осуществлению этого принятия — длинный путь, путь Дао. И все, что я перечислю, получит человек любого класса, это проверено. В разные годы у меня на группах оказывались мастера выдающегося уровня разных профилей деятельности.
  2. Второе — навык безусловного молчания: когда начинает творить мифотворец, группа оказывается в ситуации “заложника” его творчества. Другие участники воспринимают и молчат: не могут парировать, задавать вопросы в привычной логике, перебивать. То есть, должны безусловно воспринять всю информацию, которую творит мифотворец в процессе мифотворчества. Модератор группы может поправлять, но и он находится в такой же сложной ситуации как другие участники.
  3. Еще один по-настоящему серьезный навык — спонтанное самовыражение. Это то же самое что и поведение хорошо подготовленного актера, который творит реальность в формате импровизации, но в рамках заданной темы. На группе у тебя так же появляется возможность импровизировать: ты можешь буквально изнутри свободно излагать свои мысли, что и является спонтанным выражением себя.
  4. Следующий навык — инвентаризация своих жизненных нарративов через призму историй подъемов и падений. В обычной жизни далеко не каждый человек, даже если он профессионально занимается психотерапией, проводит ревизию событий собственной жизни с ракурса поступков, которые выражаются либо в подъемах (победах, достижениях), либо в падениях (поражениях).
  5. Далее — навык разделения сущностного и личностного говорения. Когда говорит сущность, личность замолкает; когда говорит личность, сущность молчит. Мифологическое это сущностное, а то, что вокруг него — личностное. Поэтому, мифологическое является сакральным, а остальное — профанным, личность говорит через профанное. Разделение в сознании сущностного и личностного, сакрального и профанного — важнейший навык. Я считаю, что тот психотерапевт, который творит свою психотерапевтическую реальность независимо от метода в котором он работает с клиентом/пациентом, должен выходить на сущностное. Потому что психотерапевт по определению должен принимать клиента/пациента таким, какой он есть, без критики.
Все вышеперечисленные навыки отчетливо проявятся на группе и будут оттренировываться, потому что они предопределены правилами игры, которые есть в любой группе. И я, как модератор, очень жестко требую их соблюдения: если человек не готов их придерживаться, то он покидает группу.

— Какое обучение нужно пройти специалисту, чтобы самостоятельно проводить мифологическую группу, какими качествами, компетенциями ему необходимо обладать?
...

Продолжение в новом номере
онлайн-журнала "ПредВестник"№2(4)