Сама 
методология комплексной диагностики речевого поведения предполагает осуществление системного анализа речи пациента с использованием: 
- клинико-психопатологического метода - который обычно используют в своей работе психиатры,
 - клинико-этологического метода, который учитывает индивидуальные реакции, субъективную значимость каждого конкретного пациента, чтобы можно было проанализировать «нетипичные», «неклассифицируемые» случаи,
 - методик лингвистического анализа.
 
Предложенная 
концепция речевого поведения рассматривает его как слагаемое трех компонентов со взаимодополняющими и взаимодействующими семантиками: 
- вербальной, 
 - просодической и 
 - кинесической.
 
Вербальная семантика - собственно речь пациента. В ней рассмотрены психосемантические, психолингвистические, синтаксические и прагматические характеристики:
- Психосемантические - показывают неравномерное усложнение субъективной картины мира, эгоцентризм; соматизацию внутренней картины болезни; несовершенство защитных механизмов.
 - Психолингвистические - дают высокое количество речевых ошибок функционального характера: это оговорки; коррекции, фальстарты; 
 -  Синтаксические и прагматические характеристики - показывают функциональное усложнение текста, структуры речевых актов и несовершенство коммуникативных стратегий.
 
Просодическая семантикаНапомню, что 
просодика - это темп, ритм, тембр, а также сила, высота голоса, логическое ударение, речевое дыхание.
При невротических расстройствах у детей и подростков наблюдается:
- значительное увеличение динамики просодических показателей: прерывистость речи, большое количество коротких пауз, синдром глоточного сжатия, синдром дыхательной дизритмии;
 - признаки онтогенеза просодики (ряда регрессивных элементов) -- элементы дислалии и дисфонемии;
 - выраженная мелодичность речи, усиление и растягивание гласных, редукция окончаний слов, яркое акцентирование.
 
Кинесическая семантика. Также присутствует значительное увеличение динамики показателей кинесической семантики, особенно по каналам мимики и жестов, что отражает аффективно насыщенные переживания. Мимический канал отражает болезненные переживания и их субъективную семантику, возможны тики.
В итоге, для оценки количественных отношений разномодальных семантик все они суммируются и образуют единое целое – 
семантику речевого поведения.