доклад

Связь невроза и языковой личности:лингвистическая специфика пациентов с невротическими расстройствами

3-я общероссийская научно-практическая конференция лаборатории психотерапевтической лингвистики Института Карвасарского, 11.10.2023
Оксана Алиева
клинический психолог, участница лаборатории психотерапевтической лингвистики Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Ключевые слова: психотерапия, психотерапевтическая лингвистика, языковая личность, невротические расстройства, лингвистическая специфика, исследование речи, диагностика, медицинская модель психотерапии
Сегодня уже прозвучало несколько определений невротических расстройств и языковой личности, дополню современным определением:
Невротическое расстройство – это группа психических расстройств, отражающая срыв механизмов психологической адаптации, клиническая картина которых ограничена личностным и невротическим психопатологическими регистрами.

Борис Дмитриевич Карвасарский определял невроз как психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Что касается определения языковой личности:
Интерес к тому, как представлена и как меняется в процессе психотерапии языковая личность пациента с невротическим расстройством побуждает психотерапевтов и клинических психологов к изучению языкознания и применению различных аспектов лингвистического анализа. Само исследование речи у пациентов осуществляется в основном с помощью диагностического интервью, которое может различаться по длительности: 30 минут или 5-10 минут (экспресс-интервью).
С помощью транскрибирования аудио-запись переводится в текст, который становится материалом для психолингвистического анализа.

Несмотря на наличие многочисленных схем диагностического интервью, сохраняются сложности, связанные с отсутствием удобных и универсальных методик обработки полученного материала для исследования языковой личности пациента. В лаборатории психотерапевтической лингвистики мы занимаемся в том числе и разработкой методологии, а также инструментов для лингвистической диагностики. Поэтому для нас важно не только выявить аспекты языковой личности, но и проранжировать, установить их дифференциально-диагностическую значимость.

Сегодня хотелось бы определить такие аспекты на материале двух кандидатских и одной докторской диссертаций, которые указаны на слайде в хронологическом порядке:

В основном мы будем опираться на диссертацию Марины Борисовны Ремесло «Клинико-лингвистические характеристики больных неврозами и их динамика в процессе психотерапии».
  • С помощью комплекса методов, на разных уровнях организации языка была исследована речь пациентов с невротическими расстройствами
  • Представлена динамика психолингвистических показателей при проведении психотерапии, что позволяет получить доказательную базу по эффективности различных методов.
  • Удалось определить связь психолингвистических показателей и их динамики с видом невротического расстройства, а также с начальной мотивацией к психотерапии.
В своей диссертации Марина Борисовна ссылалась на кандидатскую, написанную в 1996 году И.В. Ганзиным "Клинико-лингвистическая диагностика неврозов и неврозоподобных состояний", в которой он ставил задачу выявления лингвистических особенностей этих состояний и определения взаимосвязи с клиникой заболеваний.

Позднее, в докторской диссертации 2011-го года «Клиническая лингвистика. Комплексная диагностика речевого поведения при психических расстройствах» Ганзин И.В. разработал диагностический методологический подход, который позволяет органично сочетать как медико-биологические, так и лингвистические модели исследования языковой личности пациента.

Выводы и заключения этих двух исследователей совпали по ряду пунктов психолингвистических характеристик языковой личности.

Что мы можем взять из этих двух работ для определения лингвистической специфики пациентов с невротическими расстройствами и, возможно, для совершенствования инструментов лингвистического анализа?

При проведении клинико-лингвистического анализа, Ганзин И.В. выявил ряд клинико-лингвистических аспектов неврозов (анализ перечисленных здесь аспектов был осуществлен ещё и по типу интрапсихической проблематики):

Например, на клинико-психосемантическом уровне у больных неврастенией выявилось снижение количества глаголов, обозначающих «действия», «решения», «изменения», что подкрепляет невротическую дезадаптацию. При этом увеличивается количество существительных, связанных с описанием, рассмотрением и попыткой проникнуть в суть невротического конфликта.

При истерическом неврозе, кроме описанных особенностей ещё идет усиление лексико-сематических групп, что подкрепляет эмоциональность переживаний, их высокое аффективное напряжение.

При неврозе навязчивых состояний лексико-сематические группы отображают постоянную внутреннюю борьбу с патологической симптоматикой, сомнения и психастенические черты.

На клинико-психолингвистическом уровне перспективным является использование психолингвистических показателей/индексов:

Например, коэффициент Трейгера (КТ) – это отношение количества глаголов к количеству прилагательных. Указывает на склонность к активности, к рефлексии и созерцательности. Связан с уровнем эмоциональной стабильности и характером эмоциональной регуляции.

Коэффициент опредмеченности действия (КОД) – это соотношение количества глаголов к количеству существительных. Характеризует уровень социализации и синтаксической завершенности высказывания. Показатель интерпретируется аналогично коэффициенту Трейгера. Повышение указывает на регрессивный тип речи.

Коэффициент директивности (индекс прегнантности Эртеля) – отношение количества выражений А-экспрессии к общему количеству слов в тексте. К А-экспрессии относятся следующие слова: «должен», «обязан», «невозможно», «абсолютно», «всегда», «никогда» и т.п. Данный коэффициент связан с интенсивностью аффекта, указывает на склонность личности к доминированию, экспансии, решительности и бескомпромиссности.

По типу интрапсихической проблематики на клинико-психолингвистическом уровне эти три индекса проявляются по-разному:
  • при неврастении получены самые низкие коэффициенты, они приближены к норме. И меньше чем в норме второй - коэффициент опредмеченности действия, что подчёркивает выраженность невротической дезадаптации;
  • при истерическом неврозе отмечается высокий индекс прегнантности (3-й в таблице), это указывает на активное использование психологических преимуществ в ситуации болезни за счёт экспансивного эгоцентризма;
  • при неврозе навязчивых состояний отмечаются одновременно самые высокие значения по всем трем индексам: 1-й и 2-й связанны со значительным преимуществом глаголов. И 3-й (высокий) индекс прегнантности объясняется повышенной внутренней активностью и преодолением дезадаптации, высокой требовательностью к себе и окружающим.
Клинико-прагматический уровнь - это про типы речевых актов.

Существует пять иллокутивных целей (т.е. установок на определенную ответную реакцию адресата, побуждение что-нибудь сделать). Основные:
  • экспрессивная, как пример, речевой акт упрека – наиболее распространенный в российской коммуникативной культуре;
  • ассертивная иллокутивная цель, которая присуща деловому стилю общения или партийной коммуникативной культуре. Помогает «сделать сообщение», «высказать утверждение», «выразить согласие или несогласие». Например: «Я настаиваю, что давно пора поставить этот вопрос ребром!»
По типу интрапсихической проблематики на клинико-прагматическом уровне:
  • при неврастении и истерическом неврозе преобладают ассертивные и экспрессивный типы речевых актов, а при неврозе навязчивых состояний – директивные (название говорит само за себя).
Следующий интересный вопрос: Что происходит в процессе психотерапии, как меняется речь пациентов с невротическими расстройствами в данном процессе? Как был исследован этот вопрос в диссертации М.Б. Ремесло:

  • на морфо-синтаксическом уровне наблюдается снижение количества слов и предложений
  • на лексико-стилистическом уровне: после психотерапии выше коэффициент глагольности и несколько выше коэффициент личных местоимений, что может быть следствием увеличения количества «Я-высказываний» (той самой "Я-причинности" о которой сегодня говорилось). Я-высказывания поощряются в процессе индивидуальной и групповой психотерапии. После психотерапии будет выше коэффициент связности речи и коэффициент словарного разнообразия. Одновременно уменьшается засорённость речевого высказывания (т.е. ниже коэффициент эмболии), что прямо связано со снижением уровня эмоционального напряжения - т.е. пациент научается думать о том, что говорит и чувствует. Снижается коэффициент пассивного/страдательного залога глаголов (пациент теперь говорит, что сам совершает действие, а не испытывает на себе действие, которое на него направлено)
  • на лексико-грамматическом уровне: после психотерапии больше глаголов вместо номинализаций. Например, обида – это номинализация, которая после психотерапии будет представлена в речи не как «у меня есть обида», а как «я обижаюсь». Увеличение числа глаголов может отражать и другое явление, а именно осознавание интрапсихического конфликта. В таком случае происходящие события будут описываться как состоящие из противоречивых процессов. Например, вместо «я люблю мужа» (один глагол) сообщается «я люблю мужа, но желаю другого» (люблю, желаю – два глагола). То есть, мы видим увеличение количества глаголов.
Таким образом, пациенты с невротическими расстройствами после проведенного лечения по психолингвистическим характеристикам приобретают большее сходство со здоровыми людьми. Это может быть связано и с полученной речевой практикой, т.к. представилась возможность выговориться. Однако после лечения остаются небольшие отличия: уровень эмоционального напряжения все же несколько выше, чем у здоровых людей, а уровень личной ответственности, отражаемый коэффициентом пассивного залога, ниже.

Исследование задач по комплексной диагностике речевого поведения было продолжено в докторской диссертации И.В. Ганзина, где была представлена методология в рамках биопсихосоциальной парадигмы. Основная часть работы посвящена особенностям речевого поведения пациентов с психическими расстройствами и сравнению с показателями здоровых лиц. Особенности невротических расстройств рассматривались только у детей и подростков.
Сама методология комплексной диагностики речевого поведения предполагает осуществление системного анализа речи пациента с использованием:
  • клинико-психопатологического метода - который обычно используют в своей работе психиатры,
  • клинико-этологического метода, который учитывает индивидуальные реакции, субъективную значимость каждого конкретного пациента, чтобы можно было проанализировать «нетипичные», «неклассифицируемые» случаи,
  • методик лингвистического анализа.

Предложенная концепция речевого поведения рассматривает его как слагаемое трех компонентов со взаимодополняющими и взаимодействующими семантиками:
  • вербальной,
  • просодической и
  • кинесической.

Вербальная семантика - собственно речь пациента. В ней рассмотрены психосемантические, психолингвистические, синтаксические и прагматические характеристики:
  • Психосемантические - показывают неравномерное усложнение субъективной картины мира, эгоцентризм; соматизацию внутренней картины болезни; несовершенство защитных механизмов.
  • Психолингвистические - дают высокое количество речевых ошибок функционального характера: это оговорки; коррекции, фальстарты;
  • Синтаксические и прагматические характеристики - показывают функциональное усложнение текста, структуры речевых актов и несовершенство коммуникативных стратегий.
Просодическая семантика

Напомню, что просодика - это темп, ритм, тембр, а также сила, высота голоса, логическое ударение, речевое дыхание.

При невротических расстройствах у детей и подростков наблюдается:
  • значительное увеличение динамики просодических показателей: прерывистость речи, большое количество коротких пауз, синдром глоточного сжатия, синдром дыхательной дизритмии;
  • признаки онтогенеза просодики (ряда регрессивных элементов) -- элементы дислалии и дисфонемии;
  • выраженная мелодичность речи, усиление и растягивание гласных, редукция окончаний слов, яркое акцентирование.
Кинесическая семантика. Также присутствует значительное увеличение динамики показателей кинесической семантики, особенно по каналам мимики и жестов, что отражает аффективно насыщенные переживания. Мимический канал отражает болезненные переживания и их субъективную семантику, возможны тики.

В итоге, для оценки количественных отношений разномодальных семантик все они суммируются и образуют единое целое – семантику речевого поведения. 


По аналогичным параметрам, для сравнения, исследовались особенности языковой личности в норме – т.е. речевое поведение здоровых лиц. Это также была совокупная информация, слагаемая из разномодальных семантик: просодической, кинесической и вербальной семантик речевого поведения.

Оно характеризуется:
  • Полным соответствием и взаимодополнением. Происходит семантико-синтаксическая и прагматическая интеграция: значения кинесической и просодической семантик согласованы с вербальной и отражают, уточняют, дополняют ее биологическими и эмоциональными оттенками.
  • Наблюдается подчиненное дополнение. Кинесика и/или просодика несут дополнительную (а не основную) информацию.
  • Конкурирующие тенденции различных видов семантик у здоровых лиц возникают только в случае неискренности говорящего, как желание скрыть аффективные реакции.                
Если сравнивать семантику речевого поведения языковой личности у детей и подростков при невротических расстройствах с тем, что бывает в норме, то можно выявить функциональное усложнение семантик и особенностей их взаимодействия, рост конкурирующих тенденций –  уже не как неискренность, а как отражение невротического конфликта. При этом тяжесть невротического расстройства и возраст пациентов способствуют увеличению выраженности онтогенетически более ранних характеристик семантик и их взаимодействий (а именно просодической семантики).

На графике, нижние кубики – это показатели детей с невротическими расстройствами, верхние – контрольная группа здоровых детей. Мы видим, что доля кинесической семантики – жесты, мимика практически не меняется, при этом доминирует/увеличивается просодическая семантика (49,5%), и наряду с этим существенно уменьшается объем вербальной семантики, что отражает затруднения детей в осмыслении, переработке и вербализации невротических конфликтов и вытекающих из них аффективных переживаний.

Практическая польза
Подводя итоги можно сделать вывод, что использование разработанной методологии способствует
  • более глубокому пониманию биопсихосоциальной сущности ряда клинически значимых феноменов невротических расстройств;
  • помогает описать субъективные семантики болезненных переживаний и, например, определить аспекты формирования неврозов развития.
Кроме того, при проведении психотерапии может быть использован анализ динамики психолингвистических показателей -- для определения эффективности разных методов психотерапии, а также с целью разработки инструментов для лингвистической диагностики. Например, можно автоматизировать рутинную работу -- для подсчёта психолингвистических индексов при экспресс-диагностике на разных этапах психотерапевтической работы.