Сама
методология комплексной диагностики речевого поведения предполагает осуществление системного анализа речи пациента с использованием:
- клинико-психопатологического метода - который обычно используют в своей работе психиатры,
- клинико-этологического метода, который учитывает индивидуальные реакции, субъективную значимость каждого конкретного пациента, чтобы можно было проанализировать «нетипичные», «неклассифицируемые» случаи,
- методик лингвистического анализа.
Предложенная
концепция речевого поведения рассматривает его как слагаемое трех компонентов со взаимодополняющими и взаимодействующими семантиками:
- вербальной,
- просодической и
- кинесической.
Вербальная семантика - собственно речь пациента. В ней рассмотрены психосемантические, психолингвистические, синтаксические и прагматические характеристики:
- Психосемантические - показывают неравномерное усложнение субъективной картины мира, эгоцентризм; соматизацию внутренней картины болезни; несовершенство защитных механизмов.
- Психолингвистические - дают высокое количество речевых ошибок функционального характера: это оговорки; коррекции, фальстарты;
- Синтаксические и прагматические характеристики - показывают функциональное усложнение текста, структуры речевых актов и несовершенство коммуникативных стратегий.
Просодическая семантикаНапомню, что
просодика - это темп, ритм, тембр, а также сила, высота голоса, логическое ударение, речевое дыхание.
При невротических расстройствах у детей и подростков наблюдается:
- значительное увеличение динамики просодических показателей: прерывистость речи, большое количество коротких пауз, синдром глоточного сжатия, синдром дыхательной дизритмии;
- признаки онтогенеза просодики (ряда регрессивных элементов) -- элементы дислалии и дисфонемии;
- выраженная мелодичность речи, усиление и растягивание гласных, редукция окончаний слов, яркое акцентирование.
Кинесическая семантика. Также присутствует значительное увеличение динамики показателей кинесической семантики, особенно по каналам мимики и жестов, что отражает аффективно насыщенные переживания. Мимический канал отражает болезненные переживания и их субъективную семантику, возможны тики.
В итоге, для оценки количественных отношений разномодальных семантик все они суммируются и образуют единое целое –
семантику речевого поведения.